Федеральный закон от 30 июня 2014 года №184-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 17 Федерального закона «Об электронной подписи»» уточнил некоторые вопросы, связанные с информацией, содержащейся в сертификатах ключа проверки электронной подписи.
Существенные изменения коснулись сертификатов ключа проверки электронной подписи, выдаваемых юридическому лицу, которые используются «для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами».
В части 3 статьи 14 «Сертификат ключа проверки электронной подписи» уточнено, что допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи физическое лицо, действующее от имени юридического лица (в том числе в квалифицированном сертификате).
В статье разъяснен порядок установления лица, ответственного за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе:
Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи»Второе новшество касается информации, которую должен содержать квалифицированный сертификат. Теперь в квалифицированном сертификате физического лица в обязательном порядке, помимо страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС), должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика владельца (п.3 часть 2 статьи 17 «Квалифицированный сертификат»)
Статья 14 «Сертификат ключа проверки электронной подписи»
3. ... При этом распорядительным актом юридического лица определяется физическое лицо, ответственное за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, является руководитель юридического лица.
В случае возложения федеральным законом полномочий по исполнению государственных функций на конкретное должностное лицо ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при исполнении государственных функций является это должностное лицо.
Причины внесения данных изменения подробно изложены в пояснительной записке к проекту (см.: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&A30EC455C3D1F7A643257CC200546E33 ) , где отмечается, что сейчас в законодательно-нормативной базе существует два разных требования к сертификату ключа проверки электронной подписи:
- Требования к сертификату ключа проверки электронной подписи для сети доверенных удостоверяющих центров были установлены Федеральной налоговой службой (ФНС России) приказом от 13 июня 2006 года № САЭ-3-27/346@ «Об организации сети доверенных удостоверяющих центров», на основании требований Налогового кодекса. В них предусмотрено в качестве обязательного поля указание идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) физического лица;
- Сертификат ключа проверки электронной подписи физического лица, в соответствии со статьей 17 федерального закона № 63-ФЗ, в качестве идентификатора физического лица использует страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
ФНС России совместно с Пенсионным фондом РФ на постоянной основе проводит работу по сверке ИНН и СНИЛС физических лиц. По состоянию на начало 2014 года «уровень сопоставимости ИНН и СНИЛС достиг 92%», но «использование СНИЛС при оказании государственных и муниципальных услуг не заменяет и не отменяет требований законодательства о налогах и сборах по учету налогоплательщиков при осуществлении функций налогового администрирования».
В пояснительной записке приведены интересные статистические данные об объемах электронного взаимодействия налоговых органов с различными организациями в 2013 году. За 2013 год налоговые органы:
В пояснительной записке приведены интересные статистические данные об объемах электронного взаимодействия налоговых органов с различными организациями в 2013 году. За 2013 год налоговые органы:
- Получили в электронном виде почти 23,2 миллионов налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов (сборов), и бухгалтерской отчетности;
- Реализовывали более 40 соглашений с потребителями и поставщиками информации в электронном виде при выполнении государственных функций;
- Получили через систему межведомственного электронного взаимодействия почти 22,3 млн. обращений к веб-сервисам ФНС России: из них региональные органы исполнительной власти направили 1,2 млн. обращений, федеральные органы исполнительной власти – 21,1 млн. обращений.
Также отмечается, что альтернативой включения ИНН физических лиц в сертификат ключа проверки электронной подписи была бы модернизация автоматизированной информационной системы налоговых органов:
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&A30EC455C3D1F7A643257CC200546E33
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164854
Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи»Источники: Консультант плюс, сайт Государственной Думы
Следует отметить, что без принятия мер по включению ИНН физических лиц в сертификат ключа проверки электронной подписи от ФНС России потребуются существенные временные и финансовые затраты на модернизацию автоматизированной информационной системы налоговых органов, перестройку рабочих процессов, в том числе по обработке электронных документов и обеспечению информационного взаимодействия в электронной форме, как при обеспечении исполнения требований Налогового кодекса, так и при оказании государственных и муниципальных услуг, а также внесению необходимых изменений в нормативную правовую базу.
Такая перестройка будет носить глобальный характер, не позволит в полной мере сохранить инвестиции прошлых лет, вложенные в разработку информационной системы, а также повлечет за собой дополнительные затраты налогоплательщиков, связанные с обновлением программного обеспечения, применяемого при ведении бухгалтерского и налогового учета, представлении отчетности в налоговые органы и электронном взаимодействии.
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&A30EC455C3D1F7A643257CC200546E33
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164854
Комментариев нет:
Отправить комментарий