9 июля 2014 года президент РФ В.В. Путин встретился с членами Общественной палаты Российской Федерации.
Для справки: Общественная палата формируется из 40 граждан Российской Федерации, утверждаемых Президентом РФ, 85 представителей общественных палат субъектов РФ, 43 представителей общероссийских общественных объединений и иных некоммерческих организаций, избираемых интернет-голосованием. В составе палаты - 168 человек.На встрече обсуждались различные вопросы, и одним из первых был затронут вопрос о порядке формирования общественных советов при ведомствах.
Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов в своем выступлении перечислил три важнейшие задачи, которые стоят перед новым составом палаты:
- «Общественная палата должна стать открытой и доступной площадкой для конструктивного диалога между гражданами России и органами государственной власти. … очень важно слушать и слышать граждан и своевременно реагировать на актуальные запросы общества. Мы должны поддерживать гражданские инициативы и поощрять гражданскую активность.»
- Необходимо полностью использовать экспертный потенциал палаты в законотворческой деятельности, повысить значимость экспертизы Общественной палаты.
«В настоящий момент мнение Общественной палаты носит рекомендательный характер, и, к сожалению, зачастую наше мнение уходит в стол и не принимается при принятии законов. Таким образом, мнение общества остаётся без внимания.
Наша задача – кардинально переломить ситуацию, наладить конструктивный диалог с законодательными и исполнительными органами власти. Но это должна быть дорога с двусторонним движением: Федеральное Собрание и Правительство наконец должны стать по-настоящему открытыми к Общественной палате.» - Необходимо повысить качество взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти через работу общественных советов. В соответствии с принятыми стандартами Общественная палата будет участвовать в формировании этих советов, а значит непосредственно влиять на качество работы.
Она в первую очередь обратила внимание на то, что «парламент страны очень часто игнорирует мнение Общественной палаты по целому ряду вопросов. Скажем так, не в стол, но очень часто даже и в корзину напрямую идут такие заключения».
Что касается подготовки экспертных заключений, то общественная палата предлагает, с учетом того, как меняется часто законопроекты от первого ко второму чтению, готовить экспертные заключения и ко второму чтению, а также проводить экспертизу актов Правительства.
Более подробно Л.Ю.Михеева остановилась на практике работы общественных советов в федеральных ведомствах и на недостатках при их формировании:
- Декоративность советов во многих ведомства, когда самих экспертов в них очень немного.
- Создание очень больших по численности советов (Росприроднадзор, например, собрал экспертный совет из 600 человек.), членов которых сложно собрать, а тем более сложно услышать.
- Игнорирование рядом ведомств требований палаты о создании общественного совета. (Дважды обращалась палата предыдущего состава в Росимущество с требованием создать общественный совет и дважды получала отказ).
По мнению Л. Ю. Михеевой, при таких правилах формирования общественных советов «и общественный контроль будет достаточно эффективным, причём во всех, подчёркиваю, не узких социально значимых сферах, а во всех сферах жизни, которые нас волнуют».
После этого выступления В.В. Путин отметил, что у нас сейчас вопрос о формировании общественных советов не урегулирован на законодательном уровне - есть только Постановление правительства. Президент РФ подчеркнул, что «надо подумать над этим не спеша».
Комментарий Президента РФ В.В. Путина по поводу формирования предложение и изменении порядка формирования общественных советов на встрече с членами Общественной палаты Российской Федерации 9 июля 2014 годаМой комментарий: Как мне кажется, Президент РФ гораздо более правильно представляет себе роль всех этих общественных палат и советов, чем сами их участники. Общественные организации не должны командовать органами исполнительной власти, указывая, что и как им делать, т.к. именно ведомства и их руководители несут персональную ответственность за принятые ими решения.
Предлагаемый Вами вариант вполне возможен к реализации, но нужно подумать. По сути, если пойти по этому пути до конца, то тогда надо бы принять закон о создании общественных советов, отрегламентировать его формирование. По сути, мы тогда с вами сможем через этот механизм, скажу прямо, навязать руководителю ведомства создание определённого общественного совета при этом ведомстве. Я сейчас даже не готов ответить, хорошо это или плохо, но что-то в этом есть, конечно.
Единственное, хотел бы обратить внимание вот на что. Это касается взаимодействия с Федеральным Собранием, это касается взаимодействия с Правительством в целом и с отдельными министерствами и ведомствами. Вы знаете, между нормотворчеством и общественной экспертизой очень тонкая грань. Всё-таки Общественная палата создавалась изначально – как вы знаете, я был инициатором создания Общественной палаты именно – как экспертный совет, влияющий через общественные структуры на окончательное принятие решений. В этом смысле, конечно, очень важна и чисто экспертная составляющая, но не менее важно воздействие Общественной палаты на общественное мнение и, таким образом, влияние на окончательное принятие решения.
А всё-таки окончательное принятие решения, ответственность за него должны нести либо законодатели, либо исполнительные органы власти, в данном случае Правительство или соответствующие министерства и ведомства. И мнение Общественной палаты может не совпадать с мнением или законодателя, или министра либо Председателя Правительства.
Но в чём смысл в данном случае, мне кажется, Общественной палаты, даже если её мнение не поддержано? Тогда уровень ответственности за принятие решений на Федеральное Собрание и на исполнительные органы власти повышается. Соответственно, либо в одной, либо в другой инстанции люди должны будут сказать: да, Общественная палата считает вот так, но мы делаем по-другому, и у нас такие аргументы. Чтобы вынести на суд народа, если впрямую сказать, смысл принимаемого окончательного решения. Если мы так развернём этот институт, тогда он будет очень востребован.
А если мы просто уйдём в профессиональный спор, то это внутри и утонет. И разобраться в этом будет достаточно сложно без таких специалистов, как Вы. Вы специалист по частному праву? Ну вот.
Что же касается формирования общественных советов только Общественной палатой, то, как мне кажется, это все-таки перегиб. Я могу себе представить, как можно усложнить жизнь какому-либо ведомству, если сформировать такой совет из его ярых противников. С моей точки зрения, пока ведомства не поймут, какую реальную отдачу и выгоду для себя (а не кучу неприятностей) они получат от общественного совета, налаживать эффективную работу общественных советов никто не будет.
Что касается учета мнений экспертов и членов различных советов, то здесь, к сожалению, вопрос еще более сложный и запутанный. Моя позиция следующая: в случае, если поданные мною конкретные замечания и предложения по обсуждавшимся документам не были учтены без каких-либо аргументированных объяснений, я оставляю за собой право после опубликования нормативно-правового акта выложить в сети свои предложения по проекту данного документа вместе с оценкой того, что в итоге получилось.
Источник: Сайт Президента Российской Федерации
http://news.kremlin.ru/news/46177
Комментариев нет:
Отправить комментарий