вторник, 22 июля 2014 г.

Индия: Панегирик бумаге Даяниты Сингх


Один и ведущих фотографов-документалистов Индии Даянита Сингх (Dayanita Singh – на фото, см. также http://dayanitasingh.com/file-room ) неравнодушна к архивам и труду архивистов. В посвященной её творчеству статье, опубликованной 4 июля 2014 года на сайте газеты «The Hindu», Шугат Дасгупта (Shougat Dasgupta) пишет:
«Последний альбом Даяниты Сингх показывает скрывающиеся за заполненными делами шкафами и колоссальный упадок, и силу человеческого духа.

Чарльз Диккенс в своем романе «Крошка Доррит» описал типичный бюрократический офис - затейливо выстроенный напускающими туман клерками лабиринт волокиты. Индусы узнают в диккенсовском «Министерстве волокиты» (Circumlocution Office) современный портрет наших собственных загнивающих государственных министерств и ведомств и населяющих их педантичных, мастерски некомпетентных государственных служащих, копающихся в своих делах, из которых сложены целые угрожающие обрушиться башни. Мало кто из нас, пожалуй, склонен испытывать теплые чувства к делам и бумагам, болезненно воспринимая все эти требования о представлении заполненных в трех экземплярах форм.






На выставке работ Даяниты Сингх



Парадоксально, но недавно опубликованный 11-й альбом Даяниты Сингх является панегириком бумаге, пыльным, населенным тараканами архивам, в которые отправляются на хранение наши истории и там хранятся не самым надежным образом в забвении до тех пор, пока кто-то не задаст вопрос и давно забытое не оживёт на время. Эта книга, очередной результат сотрудничества автора с ее немецким издателем Steidl, служит образцом элегантности. Сингх использует черно-белую фотографию, которая придает строгость образам приходящих в упадок комнат и истлевающих бумаг. Есть нечто благородное в сизифовых усилиях по сохранению этих архивов в условиях тропического климата, располагая скромным, не стоящим доброго слова бюджетом, в борьбе с червями, крысами, летучими мышами и даже с мощными промышленными вентиляторами. Есть какое-то благородство в мужчинах и женщинах, которые выполняют эту неблагодарную работу, будучи запертыми час за часом, день за днем наедине с пылью и запахом разлагающейся бумаги, который медленно въедается в их легкие.

Несмотря на все разложение, распад и смерть, которые проявляются в этих фотографиях, альбом «Архивохранилище» (File Room) - это не просто элегия, как описывает книгу собственный сайт Сингх. Да, в ближайшее время бумаги будут заменены - даже в этих заплесневелых архивах – на оцифрованные файлы, но при этом нельзя потерять тот человеческий дух, живым символом которого служат эти дела. Люди хотят оставить после себя какую-то память о том, кем они были и как жили…

В своем альбоме «Архивохранилище» Даянита Сингх не фетишизирует бумагу, ограниченные возможности которой она прекрасно понимает. Воспевает она осязаемость бумаги, ее запахи, ее преходящесть. Уязвимость бумаги, как и самих людей, воспринимается как нечто уместное для носителя, на который записываются людские дела и память. Есть своя поэзия в этих зловонных складских помещениям и деликатно сбалансированных грудах бумаги; - и Сингх, которая, несомненно, является художником на пике своей карьеры, иронично документирует эту поэзию для потомков. Что касается электронных файлов, то ничего не может быть прозаичнее…»

Шугат Дасгупта  (Shougat Dasgupta)
Можно по-разному относиться к высказанной критиком точке зрения, однако сами фотографии, как мне кажется, способны задеть за живое любого представителя нашей и родственных профессий.

Источник: сайт газеты The Hindu
http://www.thehindubusinessline.com/features/blink/read/a-panegyric-to-paper/article6174002.ece

1 комментарий:

  1. Прекрасные фото: я тоже "грешу" фотографиями книг и бумаг, поэтому мне понятен и блимзок мотив Даяниты Сингх. Когда проводищ 8 часов среди книг и бумаг на работе и еще 8 часов дома- уже с другими книгами, они становятся для "тебяЭ живыми.

    ОтветитьУдалить