среда, 2 июля 2014 г.

Утвержден порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата


В конце 2013 года федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 379 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены серьезные изменения в «Основы законодательства о нотариате», в том числе регламентирующие порядок работы нотариусов в электронной среде. Новые предусматривали разработку значительного числа подзаконных нормативных актов.

Решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 2 июня 2014 года и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 июня 2014 года № 129 утвержден «Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата». Приказ вступает в силу с 1 июля 2014 г., за исключением положений пункта 35, вступающих в силу с 1 июля 2015 г. (в данном пункте речь идет об обязанности нотариусов присоединять электронный образ нотариально оформленного документа при внесении в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата сведений об удостоверении и отмене доверенностей – Н.Х.).

Порядок устанавливает последовательность ведения реестров единой информационной системы нотариата (реестры, ЕИС):
  • Реестр нотариальных действий;

  • Реестр наследственных дел;

  • Реестр уведомлений о залоге движимого имущества (далее - реестр уведомлений).
Ведение реестров включает в себя (п.4):
  • Внесение в них сведений;

  • Хранение реестров;

  • Обеспечение конфиденциальности сведений, включенных в реестры;

  • Предоставление сведений из этих реестров.
При ведении реестров наряду с Порядком применяются «Правила нотариального делопроизводства» (утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 78) (п.5). Реестры ЕИС ведутся в электронной форме (п.7).

ЕИС принадлежит на праве собственности Федеральной нотариальной палате. Оператором ЕИС является Федеральная нотариальная палата (п.8). Оператор ЕИС (п.9):
  • обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование ЕИС;

  • обеспечивает возможность внесения сведений в реестры ЕИС нотариусами, а также нотариальными палатами;

  • принимает меры по обеспечению доступа к реестрам ЕИС на официальном сайте оператора ЕИС - www.notariat.ru ;

  • обеспечивает изготовление резервных копий реестров ЕИС и предоставление их федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере нотариата;

  • обеспечивает шифрование сведений, указанных в "пункте 15" Порядка;

  • обеспечивает целостность сведений, содержащихся в реестрах ЕИС;

  • обеспечивает предотвращение несанкционированного доступа к сведениям, содержащимся в реестрах ЕИС и (или) передачи их лицам, не имеющим права на доступ к сведениям, своевременное обнаружение фактов такого доступа, а также обеспечивает незамедлительное принятие мер по восстановлению содержавшихся в реестрах ЕИС сведений, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.
Мой комментарий: Как говорится «дьявол кроется в деталях». Учитывая важность этих реестров, как мне кажется, процедура восстановление сведения в реестрах должна быть очень четко регламентирована во избежание компрометации всех реестров нотариата. Восстановление данные в реестре здесь не просто техническая операция, а юридически значимое действие, которое должно быть должным образом оформлено.

Правом внесения сведений в реестры ЕИС обладает нотариус, а также лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (п.10). Нотариус обеспечивает ведение реестров ЕИС на своем рабочем месте с использованием средств ЕИС (п.11).

Доступ к сведениям, содержащимся в реестрах ЕИС, имеют (п.12)
  • Нотариус, внесший сведения в реестр ЕИС, и нотариус, которому передан архив другого нотариуса или государственной нотариальной конторы, - к сведениям, которые внесены в реестр нотариальных действий ЕИС этим нотариусом, а также к реестру наследственных дел, реестру уведомлений в полном объеме;

  • Должностные лица, уполномоченные оператором ЕИС;

  • Лица, осуществляющие контроль за исполнением нотариусами правил нотариального производства, в порядке, установленном Правилами нотариального делопроизводства;

  • Иные лица - в случаях и в объеме сведений, предусмотренных статьей 34.4 Основ.
При ведении реестров ЕИС используются установленные форматы электронных документов (приложение № 1 к Порядку) (п.13):
  • Для внесения сведений в реестр уведомлений нотариусу направляется уведомление о залоге в форме электронного документа в виде XML-файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в формате PKCS#7.

  • Свидетельство о регистрации уведомления о залоге выдается нотариусом в форме электронного документа в виде XML-файла, подписанного электронной подписью нотариуса в формате PKCS#7.

  • Электронный образ нотариально оформленного документа на бумажном носителе, присоединяемый к записи в реестре нотариальных действий, оформляется в виде одного файла изображения в формате TIFF.
Все XML–файлы должны соответствовать установленной XML-схеме, размещенной по адресу, указанному на официальном сайте оператора ЕИС. В случае изменения формата XML-схемы оператор ЕИС извещает об этом Министерство юстиции Российской Федерации.

Мой комментарий: Не совсем понятно, зачем нужно извещать Минюст. Возможно, логичнее было бы сначала согласовать новый формат схемы с министерством, а уж потом вводить его :)

Отдельный раздел II посвящен защите сведений, содержащихся в реестрах ЕИС.
Сведения, вносимые нотариусом в реестры ЕИС, хранятся также на рабочем месте нотариуса. Нотариус осуществляет защиту этих сведений с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты информации (п.14).

Сведения, подготовленные к передаче в реестры ЕИС и подписанные усиленной электронной подписью нотариуса, работника нотариальной палаты РФ или работника Федеральной нотариальной палаты, шифруются сертифицированными шифровальными (криптографическими) средствами защиты информации, предназначенными для использования в ЕИС (п.15). В порядке приведен перечень сведений, которые не подлежат шифрованию (п.16). Шифруются все сведения, передаваемые и получаемые через  интернет (п.17).

В случае утраты нотариусом сведений, внесенных им в реестр нотариальных действий ЕИС, такие сведения восстанавливаются должностным лицом, уполномоченным оператором ЕИС выполнять восстановление (п.18).

Раздел III регламентирует хранение сведений, содержащихся в реестрах ЕИС. Сведения, включенные в реестры ЕИС, подлежат хранению в ЕИС в течение сроков, предусмотренных для хранения реестров на бумажном носителе в формате, установленном законодательством Российской Федерации (п.19).

В период хранения сведений в реестре ЕИС к ним обеспечивается доступ имеющих на это право лиц. В случае сложения полномочий нотариуса, в случае смерти нотариуса, его тяжелой болезни, объявления в розыск, лишения права нотариальной деятельности по решению суда, иных обстоятельств, делающих невозможным его доступ к реестру ЕИС, доступ к сведениям получает другой нотариус в установленном порядке (п.20).

Мой комментарий: Как скромненько все сказано по поводу хранения реестров! Если учесть, что в них будут содержаться социально-значимые сведения, срок хранения соответствующих сведений, скорее всего, будет весьма длительным. С моей точки зрения, данный вопрос заслуживает более детальной проработки.

Источник: Консультант Плюс   
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=164438 

Комментариев нет:

Отправить комментарий