Заметка Стефани Тейлор (Stephanie Taylor – на фото) была опубликована 5 июля 2017 года на блоге CoSector Университета Лондона (University of London).
Прилагательное «гибридный» чаще всего используется для описания библиотечной или архивной коллекции, представляющей собой смесь электронного и аналогового контента. Первоначально «гибридная» стадия казалась переходным этапом, и предполагалось, что в один прекрасный день весь контент будет электронным. Недавно я выступала с докладом на конференции по электронной сохранности в сфере искусств, социальных и гуманитарных наук (Digital Preservation for the Arts, Social Sciences and Humanities, DPASSH, http://dpassh.org/ ), и там я высказала мысль о том, что гибридные коллекции стали стандартными, типовыми для повседневной деловой деятельности многих архивов.
По мере того, как электронный контент становится все более привычным и распространенным, становится также более ясно и то, что в будущем не весь контент будет создаваться в электронном виде, и что, по целому ряду причин, не все аналоговые материалы будут оцифрованы.
Гибридный архивист
В моём докладе объяснялась идея о том, что нам нужен «гибридный архивист» для курирования и управления гибридными коллекциями. Как и сами коллекции, гибридный архивист соединяет в себе традиционные и новые архивные навыки и знания. Моя собственная карьера была главным образом сфокусирована на работе с электронными материалами, сначала в библиотеках, а теперь в сфере электронной сохранности. В своей нынешней роли, я обучаю архивистов, библиотекарей, специалистов по управлению документами и представителей других профессий тому, как обеспечивать долговременную сохранность электронного контента. Как в учебной программе, так и в рамках нашей консультационной работы моя команда ставит своей целью не только обучить людей использованию новейших технологий и инструментов, но и научить их, как в дальнейшем продолжать своё обучение самостоятельно; а также подготовить их к поддержанию партнерских отношений с техническим персоналом. Мы хотим, чтобы они чувствовали себя комфортно и уверенно, имея дело с новыми технологиями.
Мое внимание ко всему новому одновременно позволило мне осознать ценность традиционных архивных знаний и навыков. Благодаря людям, с которыми мы работаем, я вижу, что существующая солидная база архивной профессии является фантастической основой для дальнейшего развития и формирования расширенного набора знаний и навыков. Назову некоторые традиционные навыки, которые, с моей точки зрения. являются наиболее важными.
Отбор и экспертиза ценности
Люди, сталкиваясь с большими объёмами электронного контента, часто склонны впадать в одну из двух крайностей: либо они либо думают, что следует сохранять абсолютно всё, либо полагают, что нам вообще не следует прилагать какие-либо усилия для обеспечения долговременной сохранности, поскольку контент, если он электронный, каким-то волшебным образом сумеет сам о себе позаботится. Конечно, как то, так и другое неправильно. Нам нужно то, что было нужно всегда – навыки и знания архивиста, который может отобрать контент, провести экспертизу его ценности и принять обоснованные решения о том, что следует хранить в течение длительных сроков или постоянно.
Понимание долгосрочной перспективы
Осознание того, что подразумевает «долгосрочная перспектива», является ещё одной невероятно ценной часть знаний архивиста. Даже сегодня электронный контент часто рассматривается исключительно с точки зрения ИТ-специалистов. Технологии, как и те люди, которые создают и управляют ими «на передовой», имеют сравнительно короткие характерные времена жизненного цикла: два года могут показаться очень долгим временем; семь лет тому назад – это уже доисторическая эпоха. Однако в случаях, когда создается ценный электронный контент, нам следует задуматься о его долговременной сохранности и доступности, как это понимает архивист - на протяжении десятилетий, столетий, даже тысячелетий. Проблема обеспечения долговременной сохранности электронных материалов пока далека от решения, но нам нужен архивный взгляд на долгосрочную перспективу, с тем, чтобы наметить цели и понять, к чему мы стремимся.
Электронные технологии – это всего лишь ещё один вид носителей информации
Архивисты коллективно, как представители профессии, существуют и работают в течение очень длительного периода времени, и им удалось справиться с переходом от глиняных табличек к пергаменту, а затем к бумаге, пройдя на этом пути и через множество иных видов носителей. Они изучили различные способы создания контента, различные использовавшиеся на практике носители, а также выяснили, как их сохранять в длительной перспективе. Поэтому, с точки зрения архивиста, электронные технологии – это всего лишь ещё один вид носителей информации, у которого есть свои уникальные особенности и проблемы, который требует использования новых инструментов и некоторых новых методов - но так уже бывало и раньше. Со временем, когда электронный контент и меры по обеспечению его долговременной сохранности станут более интегрированными в наш мир, электронная сохранность перестанет быть отдельно стоящим видом деятельности и превратится в ещё одно «ответвление» архивного опыта.
Обмен информацией, обучение и тренировка
Архивисты всегда работали в тесном контакте с людьми, которые используют их архивные коллекции. С появлением электронного контента действительно открываются захватывающие возможности для обмена информацией с более широкой аудиторией и открытия архивов разными способами и для разных целей. В то же время остаются востребованными базовые навыки распространения и предоставления доступа к архивным материалам, обучения людей использованию этого контента, и, свою очередь, учёбы у пользователей с целью повышения качества работы архивов и её нацеленности.
На недавнем мероприятии в Национальных Архивах Великобритании я подслушала, как почтенная высокопоставленная представительница архивной профессии объясняла, какую она видела ценность в предоставлении ясной онлайн-информации и рекомендаций по вопросам доступа и использования коллекций. «Я бы не исходила из предположения, что пользователи лучше поймут все нюансы нашей электронной коллекции, чем если бы я просто бросила им средневековый свиток и ожидала, что они разберутся, что с ним делать, без каких-либо объяснений!», - заявила она. И я думаю, что она была права. Знание того, как применять некоторые технологии, не делает нас экспертами по всему на свете.
Я предвижу впереди как проблемы, так и множество восхитительного и воодушевляющего. Надеюсь, мы все сможем внести вклад в развитии навыков «гибридного архивиста», и признание ценности и значения традиционных архивных навыков и знаний в формировании этого нового профессионала - это очень важный первый шаг в будущее.
Стефани Тейлор (Stephanie Taylor)
Дополнительная информация: Слайды к докладу Стефании Тейлор «Будущее будет гибридным» на конференции DPASSH доступны по адресу https://www.slideshare.net/DanielBoonstra/the-future-is-hybrid-steph-taylor-dpaash-2017
Мой комментарий: С моей точки зрения, «гибридных архивистов» (как особой когорты, отличающейся от «просто» архивистов) всё-таки не будет, поскольку через два-три десятилетия хорошие навыки работы с электронными технологиями станут столь же обязательными для архивистов, как и для представителей любых других профессий.
Поскольку бумажных документов и унаследовано немало, и создается и передается на архивное хранение не меньше, а даже больше, чем раньше, то и в будущем архивисты будут уметь работать с «бумагой», - однако внутренний бумажный документооборот архивов, различные рукописные журналы учёта отомрут, и вспоминать о них будут, как о кошмарном сне.
В общем, более правильно, как мне кажется, говорить о том, что пошёл процесс вымирания чисто бумажных архивистов и специалистов по управлению документами, которые, если где и уцелеют, то лишь в очень специфических нишах, таких, как архивы древних актов – и то лишь как отдельные уникальные носители древнего знания.
Хочу отдельно остановиться на вопросе о понимании длительной перспективы. На самом деле архивисты склонны в этом плане к самообольщению. За постоянными сроками хранения, однако, скрывается куда более суровая реальность: оценивая те технологии и методы, которые архивисты сегодня применяют (или не применяют) в отношении обычных офисных документов государственных органов (качество полочного оборудования, микроклимат, меры по предотвращению ветшания далеко не идеальной офисной бумаги, опадения краски и т.д.), равно как и изменение во времени критериев ценности (и, как следствие, регулярные «макулатурные кампании» - теперь уже в виде уничтожения оригиналов после оцифровки), основная их масса вряд ли перешагнет 300-летний рубеж. Тем временем в таких отраслях, как атомная, многим документам устанавливаются временные сроки хранения длительностью в тысячелетия, и принимаются весьма затратные меры для того, чтобы документы не только реально выдержали столь долгое хранение, но и могли быть поняты потомками. Так что в вопросе тоже есть место сотрудничеству представителей ряда специальностей.
Источник: блог CoSector
https://blog.cosector.com/the-future-is-hybrid-the-hybrid-archivist
Комментариев нет:
Отправить комментарий