пятница, 21 октября 2022 г.

Счётная палата дала рекомендации Правительству РФ по организации работы федеральных государственных информационных систем

В «Отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка текущего состояния федеральных государственных информационных систем с точки зрения перспектив цифровизации государственного управления»», опубликованном в Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации №8 за 2022 год «Государственные информационные системы», дан ряд рекомендаций Правительству Российской Федерации.

До 20 декабря 2023 года рекомендуется обеспечить внесение изменений в федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», предусматривающих установление критериев обязательного отнесения информационных систем к государственным информационным системам.

По мнению аудиторов, федеральный закон №149-ФЗ является правовой основой для информатизации и цифровизации государственного управления. Информационные системы в законе определены как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Федеральные ГИС, в свою очередь, определены как подмножество (разновидность) информационных систем.

Основаниями создания ГИС являются:

  • На федеральном уровне – федеральные законы, правовые акты федеральных государственных органов;

  • На региональном уровне – законы субъектов Российской Федерации, правовые акты региональных государственных органов.

Было выявлено, что на процессы государственного управления, цифровизацию и состояние ГИС сейчас влияют более 1800 подлежащих соблюдению требований, установленных правовыми актами различного уровня.

Действующим законодательством Российской Федерации не обеспечивается ни однозначное и обязательное отнесение информационных систем ведомств к ГИС, ни единство подходов к планированию создания, созданию, эксплуатации и развитию ГИС. Все это создает риски замедления цифровизации государственного управления.

До 30 июня 2024 года рекомендуется обеспечить проведение инвентаризации ГИС на предмет применяемого в них программного и аппаратного обеспечения и с учетом результатов такой инвентаризации обеспечить оптимизацию количества ИС, имея в виду поэтапный вывод из эксплуатации систем (замены платформенными решениями, в том числе перевода на платформу «ГосТех»).

По данным Счетной палаты, в федеральных государственных органах и подведомственных им учреждениях выявлено 630 ФГИС и 512 иных информационных систем – на один государственный орган в среднем приходится 9 ФГИС и 8 иных информационных систем, автоматизирующих его деятельность. Наибольшее количество ФГИС выявлено у Росстата (37), Роспатента (35), Минцифры России (35), Росреестра (34), Минздрава России (33) и Минэкономразвития России (30 систем).

Кроме того, аудиторы отметили, что ряд систем, которые должны являться едиными объектами, во ФГИС Координации информатизации (ФГИС КИ) раздроблены на отдельные системы. В частности, АИС ПФР представлена как 24 отдельные системы, ИВС Росстата состоит из 21 отдельной системы.

С 2020 года Правительством проводится эксперимент по созданию и внедрению единой цифровой платформы «ГосТех» – набора сквозных технологических решений, развернутых на облачной инфраструктуре.

По оценкам аудиторов на декабрь 2021 года, совокупная стоимость владения 630 проанализированных ГИС превышает 296 млрд. рублей. Строгий учет и возможное сокращение количества информационных систем позволит экономить бюджетные средства на эксплуатацию и развитие ГИС.

До 20 декабря 2023 года предлагается обеспечить единообразное описание составов и структур всех государственных данных (данных ГИС).

Счетная палата изучила составы и структуры данных ГИС 85 федеральных госорганов – объем проанализированных документов составляет 25770 файлов. При этом более 10% файлов, относящихся к информационным системам, представлены не в машиночитаемом виде, а в виде графических образов.

По итогам анализа аудиторы установили, что для 31% ГИС документация не содержит сведений о семантике данных и способах их идентификации, то есть тех сведений, которые позволяют наполнять данные смыслом, сценариями использования. Еще в 20% ГИС недостаточное описание наборов (атрибутов) данных приводит к невозможности определить, какие именно сведения хранятся в системе.

Низкая структурированность, нестандартизированный подход, отсутствие четкой связи между заявленной и реальной структурой данных указывают на несоответствие данных, содержащихся в ГИС, важнейшему показателю качества данных – их целостности.

Таким образом, в ходе анализа описаний составов и структур данных ГИС аудиторами установлено отсутствие единой модели государственных данных, в том числе правил и общей (единой) формы описания справочников баз государственных данных ГИС.

При невыполнении этой рекомендации возникает риск невозможности определить, где и какие данные находятся (какая ГИС является их источником), каким образом данные могут дополнять и (или) влиять друг на друга, и, как следствие, эти данные не могут быть использованы в принятии управленческих решений.

До 30 июня 2024 года рекомендовано обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на вовлечение всех государственных данных в принятие управленческих решений.

Аудиторы Счетной палаты проанализировали информацию, хранящуюся в ГИС, рассматривая ее как новый ресурс или актив, способствующий формированию новых ценностей и повышению качества принимаемых управленческих решений.

На текущий момент времени объем накопленных данных в ряде ГИС исчисляется петабайтами (тысячами терабайт), а суммарный объем хранилищ данных ГИС составляет 511 петабайт. Однако, проводя параллель с финансами, можно утверждать, что не так важны общие объемы, как то, какую пользу и последующую выгоду они принесут.

Узконаправленное (ведомственное или отраслевое) мышление по отношению к данным и их реальной ценности выступает сдерживающим фактором цифровизации государственного управления. Текущая практика «ведомственных колодцев», в рамках которых работа государственных органов и формируемые ими данные, как результаты их деятельности, являются ведомственно-центричными и сконцентрированными вокруг отдельных госорганов и (или) отраслей социально-экономической деятельности, уже сейчас не позволяет говорить о потенциале взаимного обмена сведениями.

На уровне Правительства Российской Федерации необходимо обеспечить формирование комплексных и последовательных мер по структурированию и последующему вовлечению всей совокупности всех государственных данных в сферу госуправления, устранению их разрозненности и несвязности.

Источник: сайт Счетной палаты Российской Федерации
https://ach.gov.ru/statements/bulletin-sp-8-2022

Комментариев нет:

Отправить комментарий