пятница, 6 июля 2012 г.

Великобритания: Правительством опубликована «белая книга» по открытым данным


28 июня 2012 года правительство Великобритании опубликовало «Белую книгу по открытым данным: Реализация потенциала» (Open Data White Paper: Unleashing the Potential) объёмом 52 страницы, см. http://data.gov.uk/sites/default/files/Open_data_White_Paper.pdf , представляющую собой концепцию следующего этапа раскрытия государственных данных в рамках построения «открытого правительства».

Тема открытых данных сейчас очень популярна во всем мире, а после того, как США, вследствие внутренних финансовых проблем, снизили активность в этом направлении, Великобритания выдвигается на роль лидера, и, соответственно её опыт представляет интерес.

В предисловии к документу министр по делам Кабинета (Minister for the Cabinet Office) Френсис Мод (Francis Maude) отметил ведущую роль Великобритании в международном движении за раскрытие государственных данных. По его данным, к настоящему времени на флагманском портале открытых данных http://www.data.gov.uk/ выложено более 9000 наборов данных, относящихся к здравоохранению, образованию, борьбе с преступностью и правосудию. Раньше пользователям было сложно отыскивать нужные им материалы на этом сайте, однако теперь он полностью перепроектирован.

По мнению министра, главной задачей, которую решает раскрытие данных, является обеспечение прозрачности как государственного управления, так и подконтрольных государству видов деятельности. Благодаря этим данным, граждане могут принимать обоснованные решения – например, использовать при выборе школы для ребенка или лечащего врача государственную статистику, раскрывающую эффективность оказываемых услуг.

Британское правительство в будущем намерено исходить из того принципа, что все данные, для публикации которых нет обоснованных препятствий, должны быть опубликованы. К государственным органам будут предъявлены требования по публикации имеющихся у них данных, не дожидаясь запросов в соответствии с законодательством о свободе доступа к государственной информации.

Министр обещает, что при этом повышенное внимание будет уделено защите персональных данных. Компромисс между противоположными тенденциями раскрытия и усиления защиты данных ищется на пути раскрытия анонимизированных данных.

В самой белой книге отмечается (хотя и вскользь), что прозрачность государственных данных обеспечивает «сырьё» для инновационных коммерческих начинаний.

Подчеркивается, что работу по раскрытию данных нужно поднимать на качественно новый уровень – открывать востребованные людьми данные в удобных для использования форматах.

Важный момент (и его тут же заметили активисты, отстаивающие права граждан) заключается в том, что одновременно правительство намеревается упростить обмен данными и внутри государственного аппарата – и сразу же начались протесты против возможного объединения данных и создания системы всеобщей слежки.

Британское правительство считает, что открытость не должна ограничиваться рамками государственного сектора, и со временем распространиться на все общество. Хотя насильственно заставлять коммерческие организации раскрывать их данные не планируется, правительство уж сейчас поощряет добровольное раскрытие данных, которое организуется через отраслевые ассоциации.

В белой книге отмечается, что уже внесены поправки в законодательство, упрощающие раскрытие именно наборов данных (в т.ч. дано определение понятию «набор данных») и лицензирование их повторного использования; и что работа по совершенствованию законодательно-нормативной базы будет продолжена.

Хотя белая книга содержит ряд интересных идей, всё же в целом она сильно напоминает живо написанный рекламный буклет, уступающий, однако, по своему идейному содержанию даже тем не раз осмеянным концепциям, которыми в последнее время нас радуют отечественные ведомства. Так, например:
  • Очень немногое сказано о серьёзных проблемах, связанных с открытыми данными (см, например, статьи аналитика фирмы Gartner Андреа ди Майо: http://rusrim.blogspot.com/2012/05/blog-post_5617.html , http://rusrim.blogspot.com/2012/06/govcamp.html и http://rusrim.blogspot.com/2012/05/blog-post_6984.html ) – причем соответствующие места (в основном посвященные обеспечению неприкосновенности частной жизни и защите персональных данных) «закопаны» в недрах документа, до которых доберутся далеко не все читатели.

  • Чуть-чуть и вскользь, без какой-либо детализации задет вопрос о том, как повлияет раскрытие государственных данных на экономику. Казалось бы, при построении информационного общества, в котором информация становится одним из наиболее ценных активов, следовало бы гораздо серьёзнее отнестись к формулированию тех целей, которые предполагается достичь, и путей их достижения. В противном случае может получиться так, что от раскрытия данных или вообще не будет заметной отдачи, или её получат страны-конкуренты.

  • Правительство собирается взвалить существенное дополнительное бремя на государственные органы, связанное не только с собственно раскрытием данных, но и с большой подготовительной работой, необходимой для обеспечения качества этих данных, с актуализацией обнародованных данных и с материальной ответственностью за их точность. В то же время ни слова не сказано о том, в чем же заключается заинтересованность самих государственных органов, без которой, как показывает опыт, подобные программы неизбежно «увядают».

  • Зато, как и у нас, создается масса всяческих комитетов и комиссий.
Источники: Би-би-си / Портал открытых данных
http://www.bbc.co.uk/news/uk-politics-18623307
http://www.data.gov.uk/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий