пятница, 6 июля 2012 г.

При обращении за государственными услугами использование неквалифицированной электронной подписи не предусмотрено


Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года № 634 утверждены «Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». Разработка этого документа была предусмотрена частью 2 статьи 21.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Правила регламентируют вид электронной подписи только для тех случаев, когда он не установлен федеральными законами, - и тогда при обращении за получением государственных и муниципальных услуг допускается использование простой электронной подписи и (или) усиленной квалифицированной электронной подписи (п.2 Постановления). Какую подпись в каких случаях применять, - определяется на основе ряда критериев.

Федеральные органы исполнительной власти должны в 3-месячный срок представить в Правительство РФ проекты правовых актов, направленных на внесение изменений в законодательные акты РФ, правовые акты Президента РФ и правовые акты Правительства РФ в части, касающейся использования видов электронной подписи при обращении за государственными и муниципальными услугами (п.3 Постановления).

Выданная организацией доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной или муниципальной услуги, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица организации, а доверенность, выданная физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса (п.3).

Если федеральными законами и изданными в соответствии с ними нормативными правовыми актами предусмотрено предоставление нотариально заверенных копий документов, соответствие электронного образа документа его оригиналу должно быть засвидетельствовано усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса. Если в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении документов не установлено требование о нотариальном свидетельствовании верности их копий, то такие копии подписываются простой электронной подписью заявителя (п.4 – интересно, как это технически следует делать? Скажем, можно ли будет приложить файлы к подписанному простой электронной подписью сообщению электронной почты, как это часто делается за рубежом? – Н.Х.).

Если для получения услуги установлена возможность подачи документов, подписанных простой электронной подписью, то для подписания таких документов допускается использование и усиленной квалифицированной электронной подписи (п.5).

Виды используемой электронной подписи зависят от того:
  • Какие виды документов предоставляются заявителем в электронном виде при обращении,

  • Предусматривает ли услуга выдачу каких-либо документов,

  • Предусматривает ли оказание услуги необходимость личного присутствия заявителя или его представителя и предъявления или документов, удостоверяющих личность,

  • Имеются ли законодательно-нормативные требования к предъявлению подлинников документов или нотариально заверенных копий документов,

  • Удостоверяют ли предъявляемые документы юридические факты, информация о которые необходима для предоставления услуги.
Мой комментарий: По информации пресс-службы «Ростелекома», выпуск ключа электронной цифровой подписи с предоставлением USB-носителя для физического лица стоит 660 рублей. Всего с апреля 2011 года «Ростелеком» выдал более четырех тысяч ЭЦП  по всей стране ( http://www.digit.ru/state/20120702/393032535.html ). Как Вы сами понимаете, это капля в море.

Что касается использования усиленной квалифицированной электронной  подписи, то выдать её имеет право только аккредитованный в Минкомсвязи удостоверяющий центр. По состоянию на 29 июня 2012 года, аккредитацию получили всего 12 удостоверяющих центров (см. http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43454 ).

Абсурдом является невозможность использования неквалифицированной подписи даже там, где достаточно простой. Напомню, что широко используемые сейчас ЭЦП, если бы не продление на год действия «Закона об ЭЦП», уже перешли бы как раз в категорию неквалифицированных подписей – при этом они неплохо работали, и даже сложилась практика использования их во взаимоотношениях с партнерами, пользующимися услугами других удостоверяющих центров.

С другой стороны, при определении вида подписи не учитывается риск отказа заявителя от подписи. Услуга услуге рознь, и если в одних случаях такой отказ (вполне возможный при использовании простой подписи) не нанесет ущерба интересам государства, то в других возможны существенные неблагоприятные последствия, и стоит подумать о мерах, обеспечивающих неотказуемость.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131795

2 комментария:

  1. "... стоит подумать о мерах, обеспечивающих неотказуемость."
    Тут проблемы нет, в законе всё уже придумано - либо это соглашение сторон по ст. 160 ГК или 63-ФЗ (для простой и усиленной) или 1-ФЗ, либо презумпция действительности как это у квалифицированной по Ст. 6 п.1 63-ФЗ.

    ОтветитьУдалить
  2. Закон говорит о том, какие подписи можно (нельзя) использовать, однако он не гарантирует неотказуемость даже квалифицированных подписей, не говоря уже о простых - соответствующими спорами занимаются суды.

    Простые подписи, вообще говоря, обычно рекомендуется использовать лишь там, где стороны не собираются оспаривать подписанные документы. Бывают, правда, простые подписи, что не хуже квалифицированных (например, сначала строгая идентификация/аутентификация пользователя в защищённой системе при помощи сертификатов, и лишь затем подписание простой подписью в виде нажатия кнопки + протоколирование всех операций).

    ОтветитьУдалить