(Окончание, предыдущую чать см. http://rusrim.blogspot.com/2011/10/iv.html )
На заседании Совета по архивному делу выступления в прениях были не менее интересны, чем основной доклад.
В выступлениях представителей регионов в основном затрагивались вопросы оцифровки бумажных архивов, создания современного научно-справочного аппарата и организации удобного доступа к ним, в том числе и через интернет. Поднималась также и тема оказания архивами государственных услуг в электронном виде. Однако вопросы организации хранения электронных документов коллеги из регионов в своих выступлениях практически не обсуждали.
Директор Департамента делопроизводства и архива аппарата Правительства Российской Федерации А.Д.Ряховский остановился на ряде вопросов, связанных с внедрением электронного документооборота в ФОИВ. Одной из основных проблем, которые предстоит решить в ближайшие время, является организация электронного взаимодействия. В настоящее время только на федеральном уровне для управления документами используется 38 решений от 28 разработчиков программного обеспечения.
Для межведомственного взаимодействия планируется использовать систему МЭДО, за работу которой отвечает Федеральная служба охраны. С августа 2011 года Постановлением Правительства определено, что МЭДО будет работать не только на федеральном, но и на региональном уровне, - а это означает, что к системе будут подключены и 754 региональных органа государственной власти.
В настоящее время по системе МЭДО из аппарата Правительства направляются документы в 36 государственных органов. Документы в Правительство представляют уже 33 органа (Для сравнения: в конце апреля 2011 года на конференции Инфодокум представитель аппарата Правительства говорил о том, что на тот момент документы направлялись в 32 ведомства, а поступали только из 13, см.: http://rusrim.blogspot.com/2011/05/2011.html - Н.Х.). Так что прогресс в этой работе есть, и это не может не радовать.
А.Д.Ряховский также затронул и вопрос создания электронных архивов. Пока что к их созданию не приступили. Кроме того, с его точки зрения, сдерживает развитие электронных архивов и то, что до сих пор в Российской Федерации нет органа государственной власти, уполномоченного решать вопросы в сфере документационного обеспечения. Посетовал он и на то, что подавляющее большинство действующих нормативных документов явным образом ориентированы на работу с бумажными документами. Говоря об организации архивного хранения электронных документов, А.Д. Ряховский подчеркнул, что при решении этой задачи требуется применять разумный консерватизм.
Подводя итоги заседания, руководитель Федерального архивного агентства А.Н.Артизов высказался по ряду принципиальных моментов, касающихся организации архивного хранения электронных документов, которым установлены постоянные сроки хранения.
С его точки зрения, в 95% случаев документы постоянного срока хранения должны оформляться на бумажных носителях, хотя создание их электронных копий для удобства работы только приветствуется.
Причина этого вполне понятна: не стоит спешить с переходом на использование документов постоянного срока хранения в электронном виде, пока не станет ясно, каким образом будет обеспечиваться их долговременная сохранность, как будут решаться возникающие при этом правовые проблемы и т.д. Объем этих документов во всех организациях не очень велик, а риск утраты документов либо потери их доказательной силы при длительном электронном хранении пока что довольно значителен. В то же время, с моей точки зрения, нельзя игнорировать и тот факт, что ряд ключевых законов РФ уже предусматривают создание электронных документов постоянного и длительного срока хранения, - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А.Н.Артизов как раз и подчеркнул в своём выступлении, что пока ещё неочевидно, каким способом можно обеспечить вечное хранение электронных документов. С его точки зрения, это технологический вопрос, а не архивный, поскольку для этого требуется создание носителей, которые будут надежнее, чем бумага. Именно поэтому, по его мнению, в данном вопросе нужен здоровый консерватизм.
Вторым моментом, на котором остановился глава Росархива, был вопрос о том, что в ближайшее время необходимо определиться с тем, в какой степени электронные ресурсы государственных органов и документы, которые в них находятся, должны подвергаться экспертизе ценности на предмет оценки их исторической ценности. Ведь главной обязанностью архивистов является отбор на вечное хранение, а экспертиза ценности «не дешевая штучка».
На заседании Совета по архивному делу выступления в прениях были не менее интересны, чем основной доклад.
В выступлениях представителей регионов в основном затрагивались вопросы оцифровки бумажных архивов, создания современного научно-справочного аппарата и организации удобного доступа к ним, в том числе и через интернет. Поднималась также и тема оказания архивами государственных услуг в электронном виде. Однако вопросы организации хранения электронных документов коллеги из регионов в своих выступлениях практически не обсуждали.
Директор Департамента делопроизводства и архива аппарата Правительства Российской Федерации А.Д.Ряховский остановился на ряде вопросов, связанных с внедрением электронного документооборота в ФОИВ. Одной из основных проблем, которые предстоит решить в ближайшие время, является организация электронного взаимодействия. В настоящее время только на федеральном уровне для управления документами используется 38 решений от 28 разработчиков программного обеспечения.
Директор Департамента делопроизводства и архива
Правительства Российской Федерации А. Д. Ряховский
(фото с сайта Главного архивного управления Республики Татарстан)
Для межведомственного взаимодействия планируется использовать систему МЭДО, за работу которой отвечает Федеральная служба охраны. С августа 2011 года Постановлением Правительства определено, что МЭДО будет работать не только на федеральном, но и на региональном уровне, - а это означает, что к системе будут подключены и 754 региональных органа государственной власти.
В настоящее время по системе МЭДО из аппарата Правительства направляются документы в 36 государственных органов. Документы в Правительство представляют уже 33 органа (Для сравнения: в конце апреля 2011 года на конференции Инфодокум представитель аппарата Правительства говорил о том, что на тот момент документы направлялись в 32 ведомства, а поступали только из 13, см.: http://rusrim.blogspot.com/2011/05/2011.html - Н.Х.). Так что прогресс в этой работе есть, и это не может не радовать.
А.Д.Ряховский также затронул и вопрос создания электронных архивов. Пока что к их созданию не приступили. Кроме того, с его точки зрения, сдерживает развитие электронных архивов и то, что до сих пор в Российской Федерации нет органа государственной власти, уполномоченного решать вопросы в сфере документационного обеспечения. Посетовал он и на то, что подавляющее большинство действующих нормативных документов явным образом ориентированы на работу с бумажными документами. Говоря об организации архивного хранения электронных документов, А.Д. Ряховский подчеркнул, что при решении этой задачи требуется применять разумный консерватизм.
Подводя итоги заседания, руководитель Федерального архивного агентства А.Н.Артизов высказался по ряду принципиальных моментов, касающихся организации архивного хранения электронных документов, которым установлены постоянные сроки хранения.
Руководитель Федерального архивного агентства А. Н. Артизов
(фото с сайта Главного архивного управления Республики Татарстан)
С его точки зрения, в 95% случаев документы постоянного срока хранения должны оформляться на бумажных носителях, хотя создание их электронных копий для удобства работы только приветствуется.
Причина этого вполне понятна: не стоит спешить с переходом на использование документов постоянного срока хранения в электронном виде, пока не станет ясно, каким образом будет обеспечиваться их долговременная сохранность, как будут решаться возникающие при этом правовые проблемы и т.д. Объем этих документов во всех организациях не очень велик, а риск утраты документов либо потери их доказательной силы при длительном электронном хранении пока что довольно значителен. В то же время, с моей точки зрения, нельзя игнорировать и тот факт, что ряд ключевых законов РФ уже предусматривают создание электронных документов постоянного и длительного срока хранения, - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А.Н.Артизов как раз и подчеркнул в своём выступлении, что пока ещё неочевидно, каким способом можно обеспечить вечное хранение электронных документов. С его точки зрения, это технологический вопрос, а не архивный, поскольку для этого требуется создание носителей, которые будут надежнее, чем бумага. Именно поэтому, по его мнению, в данном вопросе нужен здоровый консерватизм.
Вторым моментом, на котором остановился глава Росархива, был вопрос о том, что в ближайшее время необходимо определиться с тем, в какой степени электронные ресурсы государственных органов и документы, которые в них находятся, должны подвергаться экспертизе ценности на предмет оценки их исторической ценности. Ведь главной обязанностью архивистов является отбор на вечное хранение, а экспертиза ценности «не дешевая штучка».
Комментариев нет:
Отправить комментарий