(Окончание)
Определение сроков хранения
Больше всего меня, по вполне понятным причинам, заинтересовал раздел 2.5 «Определение сроков хранения документов». Наконец-то признано, что, прежде всего, нужно выявить сроки хранения, установленные в законах и нормативных правовых актах, а уже потом использовать сроки хранения, установленных в типовых Перечнях. Это, я считаю, большой шаг вперед, заслуживающий самых добрых слов.
Даны рекомендации и о том, что делать в тех случаях, когда сроки хранения в законодательно-нормативных актах отсутствуют:
Помимо этого, в рекомендациях обращено особое внимание на две традиционные группы, встречающиеся в Перечнях: «переписка» и «документы».
Не могу не отметить определенный юмор ситуации: ВНИИДАД рекомендует:
Другие вопросы
Как-то диковато уже воспринимается пункт 5.3, требующий напечатать ведомственный перечень большим тиражом, и подарить сотню экземпляров Росархиву. На мой взгляд, в Росархив более чем достаточно отправить один pdf-файл, да и вообще всю рассылку перечня по подведомственным учреждениям пора уже делать в электронном виде. Те же, кто не умеет и не хочет работать по-современному, пусть печатает перечни за свой счёт.
С моей точки зрения, интересен раздел 6 «Использование БД «Состав и сроки хранения
документов, образующихся в деятельности организаций» для разработки перечней документов»». Дело в том, что данная база данных к ведомствам не имеет никакого отношения. Ведет ей ВНИИДАД, по поручению Росархива.
В разделе говорится, что база данных может быть использована при разработке ведомственных Перечней. При этом методические рекомендации ссылаются на «Положение о БД «Состав и сроки хранения документов, образующихся в деятельности организаций» 2009 года. Всё бы хорошо, но ни на сайте Росархива, ни в справочно-правовой системе «Консультант+» мне не удалось найти текст данного Положения. А ведь хотелось бы знать, на каких условиях можно будет получить доступ к информации из этой базы данных...
Итоги
В целом «Методические рекомендации» - добротный документ, выдержанный в традициях российского делопроизводства и архивного дела. Можно отметить в нём ряд важных положительных сдвигов в вопросах учета законодательно-нормативной базы и принципов установления сроков хранения.
К сожалению (или к счастью), эпоха перечней, создаваемых по такой технологии, заканчивается. В условиях постоянных быстрых организационных, технологических и правовых изменений такие перечни обречены устаревать ещё до их официальной публикации. Думаю, уже пора переходить на иные, более динамичные технологии: ведения перечней в виде постоянно актуализируемых баз данных и утверждения сроков хранения по отдельности, по мере необходимости, а не всего их массива один раз во много лет.
Источник: Официальный сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/documents/rekomend_perechen_foiv.shtml
Определение сроков хранения
Больше всего меня, по вполне понятным причинам, заинтересовал раздел 2.5 «Определение сроков хранения документов». Наконец-то признано, что, прежде всего, нужно выявить сроки хранения, установленные в законах и нормативных правовых актах, а уже потом использовать сроки хранения, установленных в типовых Перечнях. Это, я считаю, большой шаг вперед, заслуживающий самых добрых слов.
Даны рекомендации и о том, что делать в тех случаях, когда сроки хранения в законодательно-нормативных актах отсутствуют:
2.5. Определение сроков хранения документовВсё это хорошие и правильные слова, однако, если уж подходить по всей строгости, то этот раздел можно бы вообще выбросить, и просто сказать, что сроки хранения таких документов должны быть установлены решениями соответствующих экспертных комиссий – это их прямая обязанность. Зато было бы полезно, наоборот, добавить этот текст в рекомендации по организации деятельности экспертных комиссий.
2.5.1. … При отсутствии в перечнях типовых документов выявленных в ведомстве видов документов определение сроков их хранения проводится путём изучения содержания документов, сопоставления их с другими документами. Определяется роль данного документа в решении конкретной задачи, повторение информации документа в других документах. При определении сроков хранения видов документов, отражающих отраслевые функции в установленной сфере деятельности, необходимо обратиться к ранее действовавшим перечням документов, ГОСТами и другим нормативам, проконсультироваться с профессионалами в данной сфере деятельности. Обязательно следует обратить внимание на правовые аспекты (подтверждение тех или иных прав, соблюдение сроков исковой давности и др.).
Помимо этого, в рекомендациях обращено особое внимание на две традиционные группы, встречающиеся в Перечнях: «переписка» и «документы».
В настоящее время переписка несёт большую информационную нагрузку, чем это было ранее, когда справки, докладные записки, сведения и другие документы могли заменить её по ряду вопросов. Переписка может оказаться единственной, заслуживающей постоянного срока хранения или отметки «ЭПК» в соответствующем разделе перечня. Обобщённое наименование «документы» характеризует группу документов, как правило, аналитических или информационных, и является основанием отнесения всей группы к одному определённому сроку хранения или применения отметки «ЭПК».Подготовка указаний по применению
Не могу не отметить определенный юмор ситуации: ВНИИДАД рекомендует:
3.1.1. Указания (Общие положения) по применению перечней документов являются обязательной частью перечней. Они составляются после подготовки проекта перечня документов. Как правило, Указания состоят из 2-х разделов: общих положений и порядка применения перечней документов.Однако из Перечня типовых управленческих документов 2010 года Минюст указания по порядку применения выбросил, и не случайно: в них была сделана попытка слегка «подправить» действующие законы и нормативные акты. Думаю, и ведомствам нужно быть поосторожнее, и не смешивать обязательные требования и методические рекомендации (которые вполне можно вынести в отдельный документ).
Другие вопросы
Как-то диковато уже воспринимается пункт 5.3, требующий напечатать ведомственный перечень большим тиражом, и подарить сотню экземпляров Росархиву. На мой взгляд, в Росархив более чем достаточно отправить один pdf-файл, да и вообще всю рассылку перечня по подведомственным учреждениям пора уже делать в электронном виде. Те же, кто не умеет и не хочет работать по-современному, пусть печатает перечни за свой счёт.
С моей точки зрения, интересен раздел 6 «Использование БД «Состав и сроки хранения
документов, образующихся в деятельности организаций» для разработки перечней документов»». Дело в том, что данная база данных к ведомствам не имеет никакого отношения. Ведет ей ВНИИДАД, по поручению Росархива.
В разделе говорится, что база данных может быть использована при разработке ведомственных Перечней. При этом методические рекомендации ссылаются на «Положение о БД «Состав и сроки хранения документов, образующихся в деятельности организаций» 2009 года. Всё бы хорошо, но ни на сайте Росархива, ни в справочно-правовой системе «Консультант+» мне не удалось найти текст данного Положения. А ведь хотелось бы знать, на каких условиях можно будет получить доступ к информации из этой базы данных...
Итоги
В целом «Методические рекомендации» - добротный документ, выдержанный в традициях российского делопроизводства и архивного дела. Можно отметить в нём ряд важных положительных сдвигов в вопросах учета законодательно-нормативной базы и принципов установления сроков хранения.
К сожалению (или к счастью), эпоха перечней, создаваемых по такой технологии, заканчивается. В условиях постоянных быстрых организационных, технологических и правовых изменений такие перечни обречены устаревать ещё до их официальной публикации. Думаю, уже пора переходить на иные, более динамичные технологии: ведения перечней в виде постоянно актуализируемых баз данных и утверждения сроков хранения по отдельности, по мере необходимости, а не всего их массива один раз во много лет.
Источник: Официальный сайт Федерального архивного агентства
http://archives.ru/documents/rekomend_perechen_foiv.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий