В принятом ещё в 2009 году законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» было предусмотрено, что объем предоставляемой бесплатно информации должно установить Правительство РФ. Оно же должно было определить, сколько граждане и организации должны будут платить за остальную необходимую им информацию.
Прежде всего, установлен максимальный объем информации, который будет предоставляться бесплатно (п.2):
Учитывая, что наши госорганы любят предоставлять документы в виде многостраничных tiff-файлов, то 1 мегабайт – это не так уж и много, где-то страниц 10. А есть ещё также уважаемый госорганами замечательный формат rtf, в котором даже сравнительно небольшой документ может иногда раздуться просто до гигантских размеров. У хитрого органа власти есть возможность, за счет «правильного» выбора формата, существенно поднять цену своей информации, предоставляемой в электронном виде (а то и подтолкнуть заявителя к существенному сокращению его «аппетитов»).
Стоит отметить, что Директива Евросоюза «О повторном использовании информации государственного сектора» 2003 года, по вопросу о взимании платы за информацию рекомендует:
Есть ещё один интересный момент, связанный с взиманием платы за информацию. Как только государственные органы начнут оказывать подобные платные услуги, они автоматически подпадают под положения ст.10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку являются монополистами на рынке государственной информации. Это означает, что на государственные органы и их должностных лиц, помимо жалоб в прокуратуру можно будет «стучать» и в Федеральную антимонопольную службу. Напомню, что с государственными архивами такие прецеденты уже были, см: http://rusrim.blogspot.com/2010/10/blog-post_18.html .
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120862
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»Через два с половиной года после принятия закона, Правительство, наконец, определилось с этим вопросом. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. №860 утверждены «Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Статья 22. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
1. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Прежде всего, установлен максимальный объем информации, который будет предоставляться бесплатно (п.2):
- до 20 страниц формата А4, или 10 страниц формата А3, или 5 страниц формата А2, или 1 страницу формата, превышающего формат А2 (при предоставлении информации на бумажном носителе), или
- до 1 мегабайта (при предоставлении информации в электронном виде).
- 10 рублей за каждую дополнительную страницу (формат А4), или за каждый дополнительный мегабайт при предоставлении информации в электронном виде;
- 20 рублей за каждую дополнительную страницу формата А3,
- 100 рублей за каждую дополнительную страницу форматов от A2 до А0;
- 1000 рублей за каждую дополнительную страницу формата, превышающего формат А0.
Учитывая, что наши госорганы любят предоставлять документы в виде многостраничных tiff-файлов, то 1 мегабайт – это не так уж и много, где-то страниц 10. А есть ещё также уважаемый госорганами замечательный формат rtf, в котором даже сравнительно небольшой документ может иногда раздуться просто до гигантских размеров. У хитрого органа власти есть возможность, за счет «правильного» выбора формата, существенно поднять цену своей информации, предоставляемой в электронном виде (а то и подтолкнуть заявителя к существенному сокращению его «аппетитов»).
Стоит отметить, что Директива Евросоюза «О повторном использовании информации государственного сектора» 2003 года, по вопросу о взимании платы за информацию рекомендует:
- Ограничивать размер платы за информации;
- Устанавливать разумный размер оплаты, которая должна включать, прежде всего, затраты на предоставление информации и, возможно, разумную прибыль;
- Приветствуется предоставление информации по низким ценам или бесплатно;
- Государственные органы обязаны обосновывать расценки.
Великобритания: Закон о свободе доступа к информации 2000 годаВот как работает на практике американская система: В июне 2011 г. 17 редакций американских газет обратились с требованием к властям штата Аляска предоставить в их распоряжение переписку бывшего губернатора штата Сары Пейлин, в объёме более 24 тысяч электронных писем. Власти, чтобы максимально затруднить жизнь газетчикам, воспользовавшись особенностями законодательства штата и предоставили эту переписку в виде распечаток (шесть пачек бумаги, каждая по 25 килограмм - в 17 экземплярах). Плата за каждый экземпляр составил 726 долларов т.е. по 3 цента за документ - менее рубля на наши деньги (см.: http://smi2.ru/dzecko/c673285/ ).
Плата за информацию не взимается, если стоимость подготовки информации по запросу не превышает 600 ф.ст. для центральных правительственных органов и 450 ф. ст. для органов местного самоуправления, за исключением платы за изготовление копий документов, а также стоимости почтовых услуг.
20-дневный срок отсчитывается с момента оплаты предоставления государственных услуг (если есть). При неуплате в течение 3 месяцев считается, что заявителю информация уже не нужна.
США: «Закон о сокращении бумажного делопроизводства», раздел 1506 (1995 год)
Запрещается, за исключением указанных в законе случаев, брать плату за предоставление информации, превышающую стоимость её распространения.
Есть ещё один интересный момент, связанный с взиманием платы за информацию. Как только государственные органы начнут оказывать подобные платные услуги, они автоматически подпадают под положения ст.10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением» Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку являются монополистами на рынке государственной информации. Это означает, что на государственные органы и их должностных лиц, помимо жалоб в прокуратуру можно будет «стучать» и в Федеральную антимонопольную службу. Напомню, что с государственными архивами такие прецеденты уже были, см: http://rusrim.blogspot.com/2010/10/blog-post_18.html .
Для справки: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхВряд ли граждане и организации скажут Правительству «спасибо». Но вот порадует ли данное Постановление государственные органы? – Об этом поговорим в следующем посте.
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120862
Комментариев нет:
Отправить комментарий