четверг, 13 октября 2011 г.

Налоговая служба установила порядок направления электронных документов при государственной регистрации

Приказом Федеральной налоговой службы от 12 августа 2011 г. № ЯК-7-6/489@ утвержден «Порядок направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг».

Нужно, однако, иметь в виду, что переход на электронную регистрацию планируется начать не раньше апреля 2012 г., поскольку разработку и внедрение программного обеспечения, реализующего эту возможность, планируется завершить к 1 апреля 2012 года.

Участниками  электронного взаимодействия являются (п.2):
  • физические лица;
  • нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов;
  • инспекции ФНС;
  • Межрегиональная  инспекция ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД, далее - центр обрабоки данных ФНС).
В процессе электронного взаимодействия будет проходить обмен следующими документами (п.3):
  • документами, необходимыми для государственной регистрации;
  • сообщениями о доставке электронных документов;
  • сообщениями о невозможности обработки электронных документов;
  • распиской в получении электронных документов;
  • документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  • учредительными документами юридического лица, подписанными электронной подписью регистрирующего органа;
  • решением об отказе в государственной регистрации.
Электронные документы должны будут подписываться электронной подписью «в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области использования электронных подписей» (п.4). Похоже, что ФНС ещё не определилась, какой из трех видов электронных подписей будет в данном случае использоваться.

Предусмотрено, что направление электронных документов будет осуществляться не только через единый портал государственных и муниципальных услуг, но и через сайт ФНС России (п.5), что также стоит приветствовать.

Электронные документы, адресованные заявителю, будут направляться по адресу электронной почты, указанному при направлении электронных документов в регистрирующий орган (п.7). Кроме того, адресованные заявителю электронные документы могут быть получены на сайте ФНС или на едином портале государственных и муниципальных услуг при указании уникального номера.

В документе сформулированы требования к оформлению электронных документов, направляемых в регистрирующий орган. Электронные документы направляются в регистрирующий орган в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл (п.9).

Сканирование образов документов осуществляется с учетом следующих требований (п.10): чёрно-белое изображение, разрешение 300 точек на дюйм, формат - многостраничный TIFF (по опыту, могу сказать, что некоторые документы стоило бы сканировать в градациях серого, поскольку в чёрно-белом варианте отсканированные образы могут оказаться трудночитаемыми – Н.Х.)

Файл с отсканированным с бумажного носителя образом заявления (уведомления, сообщения), а также комплект документов, предусмотренных законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подписывается электронной подписью нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении) на бумажном носителе (п.11).

Файлы с отсканированными с бумажных носителей образами иных документов подписываются электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).

На каждый направляемый в регистрирующий орган электронный документ формируются (п.12):
  • файл с отсканированным с бумажного носителя образом документа;
  • файл с содержимым электронной подписи заявителя либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса.
Направляться электронные документы в регистрирующий орган будут либо заявителем,  либо нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (п.13).

Пересылка документов будет осуществляться в заархивированном виде. Упаковываться они будут в формате zip в пакет, содержащий несколько файлов (транспортный контейнер) «с использованием специализированного бесплатного программного обеспечения, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы» (п.14). Туда же будет включаться и опись вложения.

После направления электронных документов отправитель в режиме реального времени получит сообщение о доставке электронных документов в центр обработки данных ФНС России, содержащее уникальный номер. Этот уникальный номер будет также высылаться на адрес электронной почты, указанный при направлении документов (п.17). Затем центр обработки данных ФНС направит комплект документов в нужный регистрирующий орган.

При получении электронных документов регистрирующим органом на указанный отправителем адрес электронной почты высылается транспортный контейнер, содержащий (п.19):
  • файл с распиской в получении электронных документов, содержащей входящий номер и дату получения электронных документов регистрирующим органом,
  • уникальный номер,
  • перечень  полученных регистрирующим органом электронных документов, сформированный на основании включенной в направленный в регистрирующий орган транспортный контейнер описи вложения,
  • дату готовности документов, формируемых регистрирующим органом по результатам рассмотрения электронных документов;
  • файл с электронной подписью регистрирующего органа.
В центре обработки данных ФНС в соответствующей базе данных сохраняются все копии транспортных контейнеров с электронными документами (пп.24, 25).

В регистрирующем органе в автоматическом режиме осуществляется (п.28).
  • получение электронных документов;
  • регистрация полученных электронных документов с присвоением им входящего номера;
  • формирование расписки в получении электронных документов в виде файла формата Word и ее подписание электронной подписью регистрирующего органа;
  • формирование транспортного контейнера, содержащего файл с распиской в получении электронных документов и файл с электронной подписью регистрирующего органа, для передачи в МИ ФНС России по ЦОД.
Из этого следует, что ФНС планирует активно использовать электронную подпись организации, предусмотренную новым законом «Об электронной подписи».

Документы формируются регистрирующим органом в виде файлов формата Word или Excel (по этому поводу сторонники формата ODF, наверное, очередной раз посыплют голову пеплом :) ) и подписываются электронной подписью регистрирующего органа. Оформление указанных документов на бумажном носителе осуществляется при указании заявителем на необходимость и способ их получения в бумажном виде при направлении электронных документов в регистрирующий орган (п.40).

При принятии решения о государственной регистрации юридического лица представленный заявителем файл, содержащий учредительные документы юридического лица, подписывается электронной подписью регистрирующего органа и направляется в центр обработки данных ФНС одновременно с документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в Единый государственный реестр  юридических лиц (п.31).

Поступившие в регистрирующий орган файлы с электронными документами и соответствующие файлы с электронной подписью заявителя либо нотариуса, а также копии файлов, направленных регистрирующим органом в центр обработки данных ФНС, сохраняются в соответствующей базе данных регистрирующего органа (п.34).

Мой комментарий: Как видим, ФНС продолжает постепенное, но неуклонное движение вперед к электронному взаимодействию с налогоплательщиками. При этом нет никакого революционного «наскока» - сначала была продумана технология взаимодействия, теперь будет дорабатываться программное обеспечение.

Даже про нотариусов налоговая служба не забыла, хотя поправки в закон о нотариате ещё только предстоит внести.

Обращает на себя внимание и то, что в документе пока что фигурирует «электронная подпись» без каких-либо уточнений. Думаю, это связано с тем, что Правительство до сих пор не определилось с тем, какие же виды электронных подписей и в каких случаях будут использоваться при оказании электронных государственных услуг.

Источник: Гарант
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/354786/

Комментариев нет:

Отправить комментарий