25 октября 2011 года на проходящей в городе Толедо, Испания, конференции «Круглого стола по вопросам архивного дела» CITRA-2011, организованной Международным Советом Архивов, прошёл круглый стол с участием ряда руководителей национальных архивных служб.
Участие в данном заседании было только по приглашению, однако ряд его участников порадовали коллег прямой твиттер-трансляцией с места событий – это Лурд Фуэнте (Lourdes Fuentes, https://twitter.com/#!/e_archiviste - далее LF), испанский архивист Хави Рекехо (Javi Requejo, http://twitter.com/#!/JaviReq - далее JR), «летучие репортеры» МСА (Flying Reporters, https://twitter.com/#!/ica_fyr - далее FR) - и Архивист США Дэвид Ферьеро (David Ferriero, https://twitter.com/#!/dferriero - далее DF). Для своих сообщений они использовали тег #CITRA2011 ( https://twitter.com/#!/search?q=%23CITRA2011 ). Трансляция велась попеременно на английском, французском и испанском языках.
Открыл работу круглого стола президент МСА м руководитель архивной службы Голландии Мартин Берендсе (Martin Berendse). Первая часть была посвящена вопросам открытого правительства. Первым выступал Архивист США Дэвид Ферьеро. Затем – его бельгийский коллега Карел Фелле (Karel Velle) и бразилец Хайме Антунес да Сильва(Jaime Antunes da Silva).
DF: На CITRA2011 впервые проводится форум руководителей Национальных Архивов. Поставлены следующие вопросы: необходимые в будущем профессиональные компетенции, как мы организованы, и технологии.
FR: [Ферьеро говорит о том, что] Администрация США ставит перед собой задачу развивать открытое правительство. Прозрачность, участие граждан, подотчетность и технологические инновации очень важны для федерального правительства.
FR: Руководитель архивной службы Алжира задал вопрос Д. Ферьеро по поводу того, насколько реально привлекать граждан. Дэвид Ферьеро ответил, что администрация прилагает усилия к тому, чтобы адаптировать информацию и средства связи для любой аудитории. Ещё вопрос: Какие требования предъявляются к открытому правительству? Существует ли какой-либо стандарт или конкретные рекомендации? Как стимулировать открытое правительства в развивающихся странах? Ведь его создание предполагает, наличие соответствующих технологий!
LF: Дэвид Ферьеро тоже твитит! :) Мартин Берендсе очень доволен, что удалось организовать сессию с участием руководителей Национальных Архивов. Меня всегда впечатляет Дэвид Ферьеро, он в куда большей степени администратор, чем учёный, и чувствует себя прекрасно!
FR: Карел Фелле (Karel Velle), директор государственного архива Бельгии, также говорит о прозрачности государственного управления. У бельгийского правительства имеется моральная ответственность. Прозрачность и открытое общение очень важны для модернизации бельгийского государства. Прозрачное общество должно знать, как работает государственная машина. Сейчас есть ряд проблем: гражданам и бизнесу трудно понять, как функционируют бельгийский государственные учреждения. Архивистам следует более активно участвовать в политической повестке дня. Политика в сфере архивного дела должна учитывать политические вопросы. Архивы и архивисты должны сотрудничать с частным сектором.
FR: Нам нужны стратегии, позволяющие соединить наши интересы с политической повесткой дня. Одной из главных проблем является анализ с целью выработки глобальной политики. Нам также следует развивать методы работы, учитывающие последние достижения. Мы должны инвестировать не только в электронные технологии, но в технологии в целом. У Бельгии есть реальная политика модернизации. Один из основных вопросов в Бельгии касается министерского архива. Этот вопрос в ближайшее время будет поставлен на повестку дня.
DF: [Представитель Бельгии говорит] «Архивисты должны в большей степени участвовать в политическом процессе». Необходимо сотрудничать.
LF: Руководитель государственного архива Бельгии делает упор на стратегию, а не на технологии. Я полностью с ним согласна!
DF: Бельгия: «Документы кабинета министров не открыты». Россия: «Как такое возможно?»
FR: Руководитель архивной службы Бразилии будет по-испански об открытом правительстве. В Бразилии доступ к государственной информации является конституционным правом и частью Закона об архивах. Однако существующее противоречие между правом на информацию и правом на неприкосновенность частной жизни граждан представляет собой проблему. Необходим закон, который бы упорядочил доступ граждан к государственной информации. Доступ и информации необходим гражданам для того, чтобы отстаивать свои права, он также важен для получения знаний. Национальные Архивы являются учреждением, которое должно способствовать прозрачности. Не нужно ждать, пока гражданин подаст запрос, нужно заранее предоставлять информацию. Прозрачность должна способствовать целостности общества. Проблема: сегодня если информации нет в сети, то она не существует! Бессмысленно размещать данных в сети, если не допускается их повторное использование. У всех должна иметься возможность использовать и распространять информацию.
DF: Руководитель Бразильской архивной службы: «Доступ к государственной информации является правом граждан». Баланс между доступом и неприкосновенностью частной жизни.
LF: Очень интересный доклад руководителя Национальных Архивов Бразилии. Он говорит о повторном использовании государственных данных, и о том, что бессмысленно размещать информацию в сети, если не разрешается её повторное использование. Мы не можем защищать политику доступа, которая не позволяет повторного использования. Нам нужно изменить своё мышление, например, в отношении открытых данных. Все граждане должны иметь право на использование, повторное использование и распространение информации. Руководителя Национальных Архивов Бразилии - хороший оратор, это, безусловно, лучший доклад на утренней части круглого стола.
FR: Руководитель архивной службы Туниса: «Открытое правительства – это вопрос не выбора средств, а демократии».
После первого перерыва молодёжь куда-то убежала, и на связи остались самые стойкие - Хави Рекехо и Дэвид Ферьеро. Выступали Мартин Берендсе, канадец Дэниэл Кэрон (Daniel J. Caron) и Жоэл дас Невес Тембе (Joel Das Neves Tembe) из Мозамбика. Этот раздел был посвящен современным подходам к экспертизе электронных ресурсов.
DF: Национальные Архивы должны сыграть важную роль в инициативах «открытого правительства». Необходимо обмениваться стратегиями. Голландский опыт: опережающий приём на архивное хранение электронных документов. Для органов голландского правительства срок ведомственного хранения электронных документов до момента передачи на архивное хранение снижен с 20 лет до 4-8 лет.
JR: Голландия потратила десятилетие на создание электронного хранилища, и с 2007 года разрабатывает стратегии их оценки. С 2007 года в Голландии формируется единая политика оценки электронных хранилищ, и это работает! Мартин Берендсе: В Нидерландах экспертиза ценности проводится ретроспективно, и это почти невозможно сделать в отношении электронных документов. Ожидается, что через 5 лет единая модель экспертизы ценности электронных документов будет применяться во всех министерствах. Создаваемые для экспертизы ценности инструменты могут быть полезны для других органов власти Голландии. Проблема ещё не решена, и многое еще предстоит сделать, но мы идём в правильном направлении.
JR: Ферьеро спросил у Берендсе, являются ли министерские реестры документов правильными, или их нужно пропускать «фильтр» архивиста. Береднсе ответил: В Голландии архивисты не участвуют в работе деловых подразделений, но осуществляют научно-методическое руководство. Есть развивающиеся страны, которым сначала необходимо усвоить концепцию архива и архивиста, а уж потом думать о стратегиях экспертизы ценности. Не все голландские документы попадают в архивы. Туда попадает только 5-10% созданных документов, Не все электронные документы доступны, но в их отношении применяются те же правила доступа, что и к остальным документам.
DF: Взгляд из Канады: Адекватны ли в новых условиях модели и теории, предлагаемые архивной наукой? Как нам преодолеть институциональные границы, чтобы лучше служить обществу?
JR: Выступает Дэниел Кэрон, руководитель архивно-библиотечной службы Канады: Мы каждый день живём в электронной среде, мы должны к ней адаптироваться. Имеющиеся модели не работают в электронной архивной среде. Либо мы изменимся, либо отстанем. Мы сотрудничаем с университетами, чтобы спланировать новое поколение архивов XXI века. Архивисты должны быть "переработаны", потому что в противном случае, всё это никогда не заработает. Руководители должны требовать этого переучивания, поскольку многие не осознают необходимости этого.
JR: Вниманию организаторов: Хорошо бы опубликовать презентации докладчиков. Они очень интересные!
JR: Очередь выступать Жоэлу дас Невес Тембе, директору Исторического архива Мозамбика. Тема «Проблемы экспертизы ценности в Африке». В Африке масса проблем с финансовой поддержкой архивов. Применения ИКТ могло бы способствовать развитию и консолидации африканских архивов. Сотрудничество Мозамбика с международными организациями, такими, как МСА и ALA дало очень позитивные результаты. Тем не менее, ещё очень много проблем, много намерений, и не очень много решений.
После обеда началась часть заседания, посвященная созданию доверенных электронных хранилищ. К этому моменту Хави Рекехо продолжал трансляцию в одиночестве. Выступали генеральный директор Национальных Архивов Финляндии Юсси Нуортева (Jussi Nuorteva), директор Федеральных архивов Швейцарии Андреас Келлерхальс (Andreas Kellerhals) и руководитель Архивов Новой Зеландии Грег Гулдинг (Greg Goulding).
JR: После обеденного перерыва наступает черед доклада финна Юсси Нуортева о доверенных электронных хранилищах. Нуортева: Мы работали над проектом создания доверенных электронных хранилищ. Мы также осуществили проекты в рамках сотрудничества с такими странами, как Гаити, чтобы помочь им сохранить свои фонды. Мы поощряем участие наших молодых архивистов в архивной работе на международном уровне. Мы являемся экспертами только в одной из областей. Мы должны уважать других «электронных» профессионалов и работать вместе. Архивисты должны уметь работать не только с компьютером, но и с высшим руководством.
JR: Выступает директор Федерального архива Швейцарии Андреас Келлерхалс (отставание от регламента уже на 4 часа): Мы работаем над тем, чтобы обеспечить надежность процессов управления документами. Мы разрабатываем систему доступа типа Google для в швейцарской администрации, включая архивы. Действующий в Швейцарии закон о прозрачности не имеет обратной силы в отношении документов, созданных до его введения. Мы можем сотрудничать с частными или государственными организациями. В каждом случае должны быть определены условия использования. - Интересный вопрос о швейцарских архивах и их связи с финансовым сектором (доступ не совсем уж свободный).
JR: Выступает г-н Грег Гулдинг, Главный архивист и руководитель архивов Новой Зеландии: В Новой Зеландии, мы несколько поздно пришли к созданию электронных архивов, и научились использовать метод проб и ошибок. Неэлектронные архивные процессы также должны измениться, и не отличаться от электронных. Мы стремимся использовать единую модель обеспечения сохранности электронных документов во всех организациях, Новой Зеландии. Мы не регламентировали формат для передачи электронных документов государственных органов в архивы
JR: «Розеттский» новозеландский проект по сохранению культурно-исторического наследия страны, см. http://www.exlibrisgroup.com/category/RosettaOverview
JR: Президент Международного Совета Архивов [в своём заключительном слове] отметил, что новая структура конференции CIITRA показала себя наилучшим образом, она делает конференцию более интересной, Круглый стол руководителей национальных архивных служб прошёл, по его мнению, успешно.
Источник: Твиттер
https://twitter.com/#!/search?q=%23CITRA2011
Участие в данном заседании было только по приглашению, однако ряд его участников порадовали коллег прямой твиттер-трансляцией с места событий – это Лурд Фуэнте (Lourdes Fuentes, https://twitter.com/#!/e_archiviste - далее LF), испанский архивист Хави Рекехо (Javi Requejo, http://twitter.com/#!/JaviReq - далее JR), «летучие репортеры» МСА (Flying Reporters, https://twitter.com/#!/ica_fyr - далее FR) - и Архивист США Дэвид Ферьеро (David Ferriero, https://twitter.com/#!/dferriero - далее DF). Для своих сообщений они использовали тег #CITRA2011 ( https://twitter.com/#!/search?q=%23CITRA2011 ). Трансляция велась попеременно на английском, французском и испанском языках.
Открыл работу круглого стола президент МСА м руководитель архивной службы Голландии Мартин Берендсе (Martin Berendse). Первая часть была посвящена вопросам открытого правительства. Первым выступал Архивист США Дэвид Ферьеро. Затем – его бельгийский коллега Карел Фелле (Karel Velle) и бразилец Хайме Антунес да Сильва(Jaime Antunes da Silva).
DF: На CITRA2011 впервые проводится форум руководителей Национальных Архивов. Поставлены следующие вопросы: необходимые в будущем профессиональные компетенции, как мы организованы, и технологии.
FR: [Ферьеро говорит о том, что] Администрация США ставит перед собой задачу развивать открытое правительство. Прозрачность, участие граждан, подотчетность и технологические инновации очень важны для федерального правительства.
FR: Руководитель архивной службы Алжира задал вопрос Д. Ферьеро по поводу того, насколько реально привлекать граждан. Дэвид Ферьеро ответил, что администрация прилагает усилия к тому, чтобы адаптировать информацию и средства связи для любой аудитории. Ещё вопрос: Какие требования предъявляются к открытому правительству? Существует ли какой-либо стандарт или конкретные рекомендации? Как стимулировать открытое правительства в развивающихся странах? Ведь его создание предполагает, наличие соответствующих технологий!
LF: Дэвид Ферьеро тоже твитит! :) Мартин Берендсе очень доволен, что удалось организовать сессию с участием руководителей Национальных Архивов. Меня всегда впечатляет Дэвид Ферьеро, он в куда большей степени администратор, чем учёный, и чувствует себя прекрасно!
FR: Карел Фелле (Karel Velle), директор государственного архива Бельгии, также говорит о прозрачности государственного управления. У бельгийского правительства имеется моральная ответственность. Прозрачность и открытое общение очень важны для модернизации бельгийского государства. Прозрачное общество должно знать, как работает государственная машина. Сейчас есть ряд проблем: гражданам и бизнесу трудно понять, как функционируют бельгийский государственные учреждения. Архивистам следует более активно участвовать в политической повестке дня. Политика в сфере архивного дела должна учитывать политические вопросы. Архивы и архивисты должны сотрудничать с частным сектором.
FR: Нам нужны стратегии, позволяющие соединить наши интересы с политической повесткой дня. Одной из главных проблем является анализ с целью выработки глобальной политики. Нам также следует развивать методы работы, учитывающие последние достижения. Мы должны инвестировать не только в электронные технологии, но в технологии в целом. У Бельгии есть реальная политика модернизации. Один из основных вопросов в Бельгии касается министерского архива. Этот вопрос в ближайшее время будет поставлен на повестку дня.
DF: [Представитель Бельгии говорит] «Архивисты должны в большей степени участвовать в политическом процессе». Необходимо сотрудничать.
LF: Руководитель государственного архива Бельгии делает упор на стратегию, а не на технологии. Я полностью с ним согласна!
DF: Бельгия: «Документы кабинета министров не открыты». Россия: «Как такое возможно?»
FR: Руководитель архивной службы Бразилии будет по-испански об открытом правительстве. В Бразилии доступ к государственной информации является конституционным правом и частью Закона об архивах. Однако существующее противоречие между правом на информацию и правом на неприкосновенность частной жизни граждан представляет собой проблему. Необходим закон, который бы упорядочил доступ граждан к государственной информации. Доступ и информации необходим гражданам для того, чтобы отстаивать свои права, он также важен для получения знаний. Национальные Архивы являются учреждением, которое должно способствовать прозрачности. Не нужно ждать, пока гражданин подаст запрос, нужно заранее предоставлять информацию. Прозрачность должна способствовать целостности общества. Проблема: сегодня если информации нет в сети, то она не существует! Бессмысленно размещать данных в сети, если не допускается их повторное использование. У всех должна иметься возможность использовать и распространять информацию.
DF: Руководитель Бразильской архивной службы: «Доступ к государственной информации является правом граждан». Баланс между доступом и неприкосновенностью частной жизни.
LF: Очень интересный доклад руководителя Национальных Архивов Бразилии. Он говорит о повторном использовании государственных данных, и о том, что бессмысленно размещать информацию в сети, если не разрешается её повторное использование. Мы не можем защищать политику доступа, которая не позволяет повторного использования. Нам нужно изменить своё мышление, например, в отношении открытых данных. Все граждане должны иметь право на использование, повторное использование и распространение информации. Руководителя Национальных Архивов Бразилии - хороший оратор, это, безусловно, лучший доклад на утренней части круглого стола.
FR: Руководитель архивной службы Туниса: «Открытое правительства – это вопрос не выбора средств, а демократии».
После первого перерыва молодёжь куда-то убежала, и на связи остались самые стойкие - Хави Рекехо и Дэвид Ферьеро. Выступали Мартин Берендсе, канадец Дэниэл Кэрон (Daniel J. Caron) и Жоэл дас Невес Тембе (Joel Das Neves Tembe) из Мозамбика. Этот раздел был посвящен современным подходам к экспертизе электронных ресурсов.
DF: Национальные Архивы должны сыграть важную роль в инициативах «открытого правительства». Необходимо обмениваться стратегиями. Голландский опыт: опережающий приём на архивное хранение электронных документов. Для органов голландского правительства срок ведомственного хранения электронных документов до момента передачи на архивное хранение снижен с 20 лет до 4-8 лет.
JR: Голландия потратила десятилетие на создание электронного хранилища, и с 2007 года разрабатывает стратегии их оценки. С 2007 года в Голландии формируется единая политика оценки электронных хранилищ, и это работает! Мартин Берендсе: В Нидерландах экспертиза ценности проводится ретроспективно, и это почти невозможно сделать в отношении электронных документов. Ожидается, что через 5 лет единая модель экспертизы ценности электронных документов будет применяться во всех министерствах. Создаваемые для экспертизы ценности инструменты могут быть полезны для других органов власти Голландии. Проблема ещё не решена, и многое еще предстоит сделать, но мы идём в правильном направлении.
JR: Ферьеро спросил у Берендсе, являются ли министерские реестры документов правильными, или их нужно пропускать «фильтр» архивиста. Береднсе ответил: В Голландии архивисты не участвуют в работе деловых подразделений, но осуществляют научно-методическое руководство. Есть развивающиеся страны, которым сначала необходимо усвоить концепцию архива и архивиста, а уж потом думать о стратегиях экспертизы ценности. Не все голландские документы попадают в архивы. Туда попадает только 5-10% созданных документов, Не все электронные документы доступны, но в их отношении применяются те же правила доступа, что и к остальным документам.
DF: Взгляд из Канады: Адекватны ли в новых условиях модели и теории, предлагаемые архивной наукой? Как нам преодолеть институциональные границы, чтобы лучше служить обществу?
JR: Выступает Дэниел Кэрон, руководитель архивно-библиотечной службы Канады: Мы каждый день живём в электронной среде, мы должны к ней адаптироваться. Имеющиеся модели не работают в электронной архивной среде. Либо мы изменимся, либо отстанем. Мы сотрудничаем с университетами, чтобы спланировать новое поколение архивов XXI века. Архивисты должны быть "переработаны", потому что в противном случае, всё это никогда не заработает. Руководители должны требовать этого переучивания, поскольку многие не осознают необходимости этого.
JR: Вниманию организаторов: Хорошо бы опубликовать презентации докладчиков. Они очень интересные!
JR: Очередь выступать Жоэлу дас Невес Тембе, директору Исторического архива Мозамбика. Тема «Проблемы экспертизы ценности в Африке». В Африке масса проблем с финансовой поддержкой архивов. Применения ИКТ могло бы способствовать развитию и консолидации африканских архивов. Сотрудничество Мозамбика с международными организациями, такими, как МСА и ALA дало очень позитивные результаты. Тем не менее, ещё очень много проблем, много намерений, и не очень много решений.
После обеда началась часть заседания, посвященная созданию доверенных электронных хранилищ. К этому моменту Хави Рекехо продолжал трансляцию в одиночестве. Выступали генеральный директор Национальных Архивов Финляндии Юсси Нуортева (Jussi Nuorteva), директор Федеральных архивов Швейцарии Андреас Келлерхальс (Andreas Kellerhals) и руководитель Архивов Новой Зеландии Грег Гулдинг (Greg Goulding).
JR: После обеденного перерыва наступает черед доклада финна Юсси Нуортева о доверенных электронных хранилищах. Нуортева: Мы работали над проектом создания доверенных электронных хранилищ. Мы также осуществили проекты в рамках сотрудничества с такими странами, как Гаити, чтобы помочь им сохранить свои фонды. Мы поощряем участие наших молодых архивистов в архивной работе на международном уровне. Мы являемся экспертами только в одной из областей. Мы должны уважать других «электронных» профессионалов и работать вместе. Архивисты должны уметь работать не только с компьютером, но и с высшим руководством.
JR: Выступает директор Федерального архива Швейцарии Андреас Келлерхалс (отставание от регламента уже на 4 часа): Мы работаем над тем, чтобы обеспечить надежность процессов управления документами. Мы разрабатываем систему доступа типа Google для в швейцарской администрации, включая архивы. Действующий в Швейцарии закон о прозрачности не имеет обратной силы в отношении документов, созданных до его введения. Мы можем сотрудничать с частными или государственными организациями. В каждом случае должны быть определены условия использования. - Интересный вопрос о швейцарских архивах и их связи с финансовым сектором (доступ не совсем уж свободный).
JR: Выступает г-н Грег Гулдинг, Главный архивист и руководитель архивов Новой Зеландии: В Новой Зеландии, мы несколько поздно пришли к созданию электронных архивов, и научились использовать метод проб и ошибок. Неэлектронные архивные процессы также должны измениться, и не отличаться от электронных. Мы стремимся использовать единую модель обеспечения сохранности электронных документов во всех организациях, Новой Зеландии. Мы не регламентировали формат для передачи электронных документов государственных органов в архивы
JR: «Розеттский» новозеландский проект по сохранению культурно-исторического наследия страны, см. http://www.exlibrisgroup.com/category/RosettaOverview
JR: Президент Международного Совета Архивов [в своём заключительном слове] отметил, что новая структура конференции CIITRA показала себя наилучшим образом, она делает конференцию более интересной, Круглый стол руководителей национальных архивных служб прошёл, по его мнению, успешно.
Источник: Твиттер
https://twitter.com/#!/search?q=%23CITRA2011
Комментариев нет:
Отправить комментарий