пятница, 20 мая 2011 г.

Арбитражная практика: Передача базы данных по распоряжению администрации незаконна

Повсеместно распространенный у нас сейчас аутсорсинг оказания услуг ЖКХ приводит, порой к весьма интересным судебным спорам. Вот и на этот раз судам пришлось разбираться, имеет ли право администрация сельского поселения, возвращая себе из аренды имущество, забрать также и базу данных, которую организация составила в процессе своей деятельности (дело №А12-15312/2010).

Суть дела

Спор между Администрацией Кузьмичевского сельского поселения и ООО «Коммунальные системы» возник после того, как Администрация в апреле 2010 года уведомила ООО о досрочном расторжении договора о передаче в аренду имущества коммунальной инфраструктуры Кузьмичевского сельского поселения, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству. Это договор был заключен в сентябре 2009 года. Срок аренды по нему август 2009 – июль 2010 года.

10 июня 2010 года  Администрацией  было издано постановление №54  согласно которому, в связи с расторжением договора с ООО  и передачей в хозяйственное ведение муниципального имущества МУП «Кузьмичёвское», администрация постановила, что ООО, помимо всего прочего должно передать МУП и базу данных по начислению коммунальных услуг на момент расторжения договора, то есть по состоянию на май 2010 года.

Не согласившись с постановлением Администрации, ООО «Коммунальные системы» оспорило его в судебном порядке.

Позиция ООО

ООО  посчитало, что данный акт в части обязания передать базу данных о плательщиках услуг нарушает нормы Федерального закона от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», запрещающего передавать содержащую персональные данные информацию без разрешения субъекта этих данных.

Позиция суда

Арбитражный суд Волгоградской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что заявитель не привел достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые постановления администрации нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, так как содержащиеся в оспариваемом акте властные предписания порождают для ООО «Коммунальные системы» обязанности, нарушающие его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд апелляционной инстанции счел необоснованными требования Администрации о передаче обществом базы данных по начислению коммунальных услуг.

ООО «Коммунальные системы» в мае 2008 года заказало ООО «Интекс» разработку и сопровождение программного продукта «Расчёт оплат за жилищно-коммунальные услуги». В договоре с разработчиком было установлено, что за передачу без разрешения исполнителя программного продукта и информации третьим лицам заказчик несёт ответственность в соответствии с законом РФ №3523-1 от 23.09.1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Выпуск заказчиком под своим именем программ или баз данных исполнителя, либо незаконное воспроизведение и распространение копий влечёт за собой штрафные санкции и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На этом основании Двенадцатый арбитражный апелляционный суд сделал вывод о том, что база данных не может быть передана от одного хозяйствующего субъекта другому на основании властного распоряжения администрации, так как является программным продуктом, принадлежащим ООО «Интекс». И как объект гражданского оборота, она может быть передана другому лицу на основании договора между её собственником и заказчиком.

Суд разъяснил, что МУП «Кузьмичёвское» вправе самостоятельно от своего имени заключить договор на приобретение и использование базы данных для осуществления сбора информации по плательщикам коммунальных услуг.

Предъявляя к обществу требование о передаче базы данных, администрация фактически заставляет его нарушить договорные обязательства с ООО «Интекс», что повлечёт неблагоприятные последствия для ООО в виде ответственности за несанкционированную передачу программного продукта.

Кроме того, суд отметил, что все сведения о плательщиках коммунальных услуг до момента расторжения договора не имеют значения для МУП «Кузьмичёвское», т.к. фактически оказанные услуги (водоснабжение, теплоснабжение и т.д.) должны быть оплачены хозяйствующему субъекту, которое их оказало, то есть ООО «Коммунальные системы».

На этом основании Постановление администрации было признано  недействительным .

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа своим постановлением от 31 марта 2011 г. оставил постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от без изменения.

Источник: Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ
http://ras.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий