На этот раз спор между организаций и налоговым органом (дело А56-24434/2010) возник из-за того, что в базах данных налогового органа содержалась неверная информация о наличии у ЗАО задолженности за просрочку уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, и налоговый орган отказывался исправить ошибку.
Суть спора
ЗАО «ЭКОМЕТ-С», получив из налогового органа справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, обнаружило, что за организацией числится задолженность в более чем 1,6 млн. рублей за просрочку уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. ЗАО обратилось в налоговый орган с заявлением об исключении несоответствующих действительности данных из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 12 февраля 2010 г., а также из внутреннего учета налоговой инспекции.
Налоговый орган отказал в удовлетворении заявления на том основании, что «имеется задолженность по пени и организацией не представлены доказательства отсутствия задолженности в спорной сумме».
Общество обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании справки недействительной.
Позиция суда первой инстанции
В суде ЗАО предъявило доказательства того, что имевшаяся у него задолженность была им погашена ещё в 2005 году. ЗАО также представило в суд справку Управления Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Санкт-Петербурга, согласно которой Обществом уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР и пени, и задолженности по обязательным платежам и пени в ПФР организация не имеет.
Суд обратил внимание, что «наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и стабильности, поэтому включение в справку сведений о задолженности при ее отсутствии нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в частности препятствует заявителю участвовать в конкурсах на получение заказов на поставку товаров для государственных нужд, поскольку одним из условий допуска к такому конкурсу в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является отсутствие у участника размещения заказа задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды».
На этом основании Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 27 июля 2010 года признал недействительной справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, выданную ЗАО налоговым органом в части сведений о наличии у Общества задолженности по уплате пеней за просрочку уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, и обязал налоговый орган исключить данные о наличии задолженности из внутреннего учета Инспекции и выдать новую справку, не содержащую сведения о задолженности.
Позиция Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд счел, что данное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку справка налогового органа о состоянии расчетов носит справочный характер и не является ненормативным правовым актом.
Одним из признаков ненормативного правового акта государственного органа является порождение им каких-либо юридических последствий, наличие в нем властных предписаний и указаний, обязательных для лица.
Справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что «оспариваемая справка имеет информационный характер, не содержит каких-либо требований или предложений. Справка является формой информирования налоговым органом налогоплательщика о состоянии расчетов, сама по себе не влечет каких-либо юридических последствий и не может нарушить права и законные интересы заявителя».
На этом основании Тринадцатый арбитражный апелляционный отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Позиция Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
Суд кассационной инстанции исходил из того факта, что у заявителя отсутствует задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней. Поэтому указание инспекцией наличия такой задолженности в лицевом счете налогоплательщика и в выданной заявителю справке о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам является неправомерным и не соответствует действительности.
Суд не согласился с позицией апелляционного суда о том, что справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа, имеет информационный характер и не содержит каких-либо требований или предложений. Он счёл неправомерной ссылку апелляционного суда на формирование справки о состоянии расчетов с помощью программных средств налогового органа, подчеркнув, что «вне зависимости от способа составления (формирования) документа, выдаваемого государственным органом, указанные в этом документе сведения должны соответствовать действительности; в данном случае сведения, указанные инспекцией в справке, выданной налогоплательщику должны соответствовать его действительной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации».
Суд также указал на то, что ряд нормативных актов требует от организации представления справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты.
На этих основаниях Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и оставил в силе решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Мой комментарий: Хочу обратить внимание та следующее: то, что содержание государственных баз данных далеко не идеально, и в них попадается недостоверная информация - достаточно известный факт. С переходом на оказание государственных услуг в электронном виде усугубляются последствия, связанные с ошибочными данными. Получив из налоговых органов информацию о заложенности, организацию, например, могут не допустить к участию в торгах и нанести ей существенный материальный урон.
Источник: официальный сайт Высшего арбитражного суда
http://kad.arbitr.ru/
Суть спора
ЗАО «ЭКОМЕТ-С», получив из налогового органа справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, обнаружило, что за организацией числится задолженность в более чем 1,6 млн. рублей за просрочку уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. ЗАО обратилось в налоговый орган с заявлением об исключении несоответствующих действительности данных из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по состоянию на 12 февраля 2010 г., а также из внутреннего учета налоговой инспекции.
Налоговый орган отказал в удовлетворении заявления на том основании, что «имеется задолженность по пени и организацией не представлены доказательства отсутствия задолженности в спорной сумме».
Общество обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании справки недействительной.
Позиция суда первой инстанции
В суде ЗАО предъявило доказательства того, что имевшаяся у него задолженность была им погашена ещё в 2005 году. ЗАО также представило в суд справку Управления Пенсионного фонда РФ в Петроградском районе Санкт-Петербурга, согласно которой Обществом уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР и пени, и задолженности по обязательным платежам и пени в ПФР организация не имеет.
Суд обратил внимание, что «наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и стабильности, поэтому включение в справку сведений о задолженности при ее отсутствии нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в частности препятствует заявителю участвовать в конкурсах на получение заказов на поставку товаров для государственных нужд, поскольку одним из условий допуска к такому конкурсу в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» является отсутствие у участника размещения заказа задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды».
На этом основании Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 27 июля 2010 года признал недействительной справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам, выданную ЗАО налоговым органом в части сведений о наличии у Общества задолженности по уплате пеней за просрочку уплаты страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, и обязал налоговый орган исключить данные о наличии задолженности из внутреннего учета Инспекции и выдать новую справку, не содержащую сведения о задолженности.
Позиция Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд счел, что данное требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку справка налогового органа о состоянии расчетов носит справочный характер и не является ненормативным правовым актом.
Одним из признаков ненормативного правового акта государственного органа является порождение им каких-либо юридических последствий, наличие в нем властных предписаний и указаний, обязательных для лица.
Справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что «оспариваемая справка имеет информационный характер, не содержит каких-либо требований или предложений. Справка является формой информирования налоговым органом налогоплательщика о состоянии расчетов, сама по себе не влечет каких-либо юридических последствий и не может нарушить права и законные интересы заявителя».
На этом основании Тринадцатый арбитражный апелляционный отменил решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Позиция Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
Суд кассационной инстанции исходил из того факта, что у заявителя отсутствует задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней. Поэтому указание инспекцией наличия такой задолженности в лицевом счете налогоплательщика и в выданной заявителю справке о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам является неправомерным и не соответствует действительности.
Суд не согласился с позицией апелляционного суда о том, что справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа, имеет информационный характер и не содержит каких-либо требований или предложений. Он счёл неправомерной ссылку апелляционного суда на формирование справки о состоянии расчетов с помощью программных средств налогового органа, подчеркнув, что «вне зависимости от способа составления (формирования) документа, выдаваемого государственным органом, указанные в этом документе сведения должны соответствовать действительности; в данном случае сведения, указанные инспекцией в справке, выданной налогоплательщику должны соответствовать его действительной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации».
Суд также указал на то, что ряд нормативных актов требует от организации представления справки об отсутствии задолженности по платежам в бюджеты.
На этих основаниях Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и оставил в силе решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Мой комментарий: Хочу обратить внимание та следующее: то, что содержание государственных баз данных далеко не идеально, и в них попадается недостоверная информация - достаточно известный факт. С переходом на оказание государственных услуг в электронном виде усугубляются последствия, связанные с ошибочными данными. Получив из налоговых органов информацию о заложенности, организацию, например, могут не допустить к участию в торгах и нанести ей существенный материальный урон.
Источник: официальный сайт Высшего арбитражного суда
http://kad.arbitr.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий