суббота, 2 января 2016 г.

Арбитражная практика: Истребование документов у бывшего директора общества


В 2013 году в закон «О бухгалтерском учете» была введена обязанность руководителя при его смене обеспечить передачу документов бухгалтерского учета новому руководителю.

Поскольку случаи, когда новый руководитель не может добиться от прежнего передачи документов организации, в нашей стране не единичны, начала накапливаться судебная практика по истребованию документов у бывших руководителей. Арбитражный суд Московской области в августе 2014 года рассмотрел дело № А41-30682/14, в котором документы требовали у руководителя, возглавлявшего организацию всего пять месяцев.

Суть спора

Гражданин в период с сентября 2013 года по январь 2014 года (пять месяцев – Н.Х) исполнял обязанности генерального директора ООО «АЭРОБАЗА». После освобождения от занимаемой должности гражданин отказался передать учредительные и бухгалтерские документы новому генеральному директору.

Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением об истребовании документов общества у бывшего генерального директора.

Позиция бывшего генерального директора

Обществом не представлено доказательств того, что истребуемые документы находились у него. После объявления об увольнении с должности генерального директора, он был выдворен в сопровождении охраны с территории вертолетного центра «Хеликоптер-Москва» и не имел возможности вынести какие-либо документы общества.

Позиция Арбитражного суда Московской области

Решением общего собрания учредителей общества в августе 2013 года гражданин был избран на должность генерального директора общества сроком на 3 года. В должность вступил в сентябре 2013 года и возложил на себя обязанности главного бухгалтера общества.

Решением общего собрания учредителей общества в январе 2014 года полномочия генерального директора были прекращены досрочно, генеральным директором был избран другой человек.

В феврале 2014 года в адрес бывшего директора направлено требование о предоставлении учредительных и бухгалтерских документов общества.

Суд отметил, что согласно п.4 ст.29 Закона о бухгалтерском учете, при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

Пунктом 10.16 устава общества установлена обязанность генерального директора организовывать ведение бухгалтерского учета и отчетности. Согласно п. 12.1 устава организацию документооборота в обществе осуществляет председатель правления, которым является генеральный директор.

Доказательств передачи обществу истребуемых документов бывшим руководителем не было представлено.

Арбитражный суд удовлетворил заявленные требования и обязал бывшего генерального директора передать обществу следующие документы:
  • Протокол общего собрания участников общества № 1 от 22.08.2013, содержащий сведения о создании общества и органов его управления;
  • Протоколы общих собраний участников и заседаний правлений;
  • Устав общества;
  • Круглую печать и угловой штамп общества;
  • Документы, подтверждающие государственную регистрацию общества, постановку общества на налоговый учет, постановку общества на учет в фонд обязательного медицинского и социального страхования, пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Договор на обслуживание банк-клиент;
  • Договор на обслуживание банковского счета в рублях и долларах США;
  • Банковскую чековую книжку;
  • Кассовую книгу и отчет кассира за 2013 год;
  • Приказы об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета;
  • Книги продаж и покупок за 2013 год;
  • Приказ на проведение инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями, основных средств, товаров на складе;
  • Трудовые договоры с генеральным директором и главным бухгалтером;
  • Должностную инструкцию главного бухгалтера;
  • Паспорта транспортных средств и гарантийные талоны, сертификаты на автомобили Форд Транзит ВЭН и Форд Транзит Комби.
Позиция Десятого арбитражного апелляционного суда

Десятый арбитражный апелляционный суд в ноябре 2014 года отметил, что в обязанности бывшего директора входило обеспечение сохранности всех документов, имеющих отношение к обществу, которые при смене исполнительного органа общества подлежали передаче вновь назначенному директору общества.

По мнению суда, в распоряжении бывшего директора должны были быть запрашиваемые документы.

Суд отметил, что гражданин является бывшим директором общества. В связи с прекращением полномочий гражданина в качестве единоличного исполнительного органа общества к нему правомерно был предъявлен иск об истребовании документов и печати общества.

Суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Московской области, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В кассационной инстанции дело не рассматривалось.

Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить