вторник, 12 июня 2012 г.

Федеральная таможенная служба регламентировала использование электронных документов при выплате пенсий, пособий и компенсаций пенсионерам таможенных органов


Переход на электронный документооборот постепенно набирает темпы. Одним из самых популярных направлений стал переход на выдачу заработной платы через зарплатные банковские карты. Этот метод достаточно хорошо себя зарекомендовал, поскольку позволяет значительно снизить трудозатраты в организациях, а также риски, связанные с доставкой и выдачей крупных денежных сумм. Федеральная таможенная служба пошла еще дальше – теперь именно так будут осуществляться различные выплаты пенсионерам таможенных органов.

Приказом Федеральной Таможенной службы (ФТС) России от 21 мая 2012 г. № 966 утвержден «Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов на выплату пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат пенсионерам таможенных органов в электронной форме». Документ издан для исполнения договора между ФТС и ОАО «Сбербанк России» от 30 марта 2012 г. № 34/55 «Об обмене в электронном виде документами по пенсионным выплатам, назначенным физическим лицам, проходившим службу в таможенных органах Российской Федерации, и членам их семей».

Порядком установлено, что «документ в электронной форме признается имеющим равную юридическую силу с документом, составленным на бумажном носителе, заверенным собственноручной подписью уполномоченного должностного лица пенсионного подразделения пенсионной службы ФТС России, оттиском печати, при соблюдении требований Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»» (п.3).

Подразделения пенсионной службы ФТС России обеспечивают подтверждение полномочий лиц, имеющих право подписывать документ в электронной форме электронной подписью (ЭП) (п.4). Документом, подтверждающим полномочия лиц, является приказ ФТС России или регионального таможенного управления (далее - РТУ) о назначении уполномоченных лиц по применению технологии использования ЭП и предоставлении им права подписи документов ЭП для обмена электронными документами.

Программные средства, обеспечивающие изготовление ключей ЭП, ключей проверки ЭП, сертификатов ключей проверки ЭП, формирование и проверку ЭП-файлов, предоставляются Сбербанком (п.6).

РТУ самостоятельно создают для подразделений пенсионного обеспечения ключи ЭП, ключи проверки ЭП и направляют в пенсионную службу Главного финансово-экономического управления ФТС России (далее - ГФЭУ) «каждый ключ ЭП» (видимо, открытый ключ/ключ проверки; здесь документ четкостью не отличается – Н.Х.) одновременно в виде файла и в составе распечатки проекта сертификата на бумажном носителе (в трех экземплярах), заверенной собственноручной подписью уполномоченного лица, руководителя или его заместителя, и оттиском печати.

Ответственные должностные лица пенсионной службы ГФЭУ представляют ключи проверки ЭП в Сбербанк. После проверки удостоверяющим центром Сбербанка корректности представленных документов, пенсионная служба ГФЭУ направляет в подразделения пенсионного обеспечения РТУ сертификаты ключей проверки ЭП на бумажных носителях с указанием сроков действия ключей ЭП.

Мой комментарий: В документе не указано, какой вид усиленной  электронной подписи (квалифицированная или неквалифицированная) планируется использовать.

Не забыт в Порядке и вопрос об организации хранения документов, которому посвящен целый раздел. Правда, толку от включённых в него положений, как мне кажется, не очень много.
IV. Обработка и хранение документов в электронной форме

16. При учете, использовании, хранении, уничтожении документов в электронной форме осуществляется их обработка с применением информационных технологий.

17. При обработке документов в электронной форме подразделения пенсионной службы ФТС России обеспечивают перевод данных, содержащихся в документах.

18. Хранение документов в электронной форме осуществляется на электронных носителях информации в течение срока, определенного законодательством Российской Федерации, а в случаях, не установленных законодательством, в соответствии с соглашениями, договорами, заключенными между ФТС России и ОАО "Сбербанк России".

19. Подразделения пенсионной службы ФТС России обеспечивают целостность информации, защиту ее от искажений и несанкционированного доступа, сохранность ЭП на протяжении установленного срока хранения.
Мой комментарий: Сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, что понимается под «электронными носителями»? Идёт ли речь о съемных носителях, или же допускается хранение в онлайн-системах (например, в базах данных)?

Далее, неясно, какое структурное подразделение и на каком уровне (федеральном или региональном) будет отвечать за обеспечение долговременной сохранности документов. Нужно ли будет создавать ведомственный электронный архив?

Во-вторых, большая часть связанных с пенсионными выплатами документов имеет длительные сроки хранения (как минимум, в течение всего периода выплаты пенсии и ещё чуть-чуть). Как на основе подобных общих требований обеспечить их сохранность, да ещё при условии, что все они подписаны усиленной электронной подписью? Ведь в случае каких-либо споров и разбирательств будет необходимо обеспечить возможность проверки электронной подписи на протяжении всего срока хранения этих документов.

В-третьих, довольно загадочен смысл п.17, поскольку не сказано, куда конкретно нужно переводить данные, содержащиеся в электронных документах.
 
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=531837

Комментариев нет:

Отправить комментарий