вторник, 19 июня 2012 г.

Архивы Сибирского федерального округа и электронные государственные услуги


Успех реализации той или иной масштабной программы может оцениваться по-разному, но результат, как в армии, нередко засчитывается не по первому добежавшему до финишной черты, а по последнему приползшему :)

Думаю, что для оценки результатов перехода страны на оказание государственных услуг в электронном виде архивные учреждения хорошо подходят, поскольку именно они являются явными аутсайдерами.

В  «Информационно-аналитическом обзоре по итогам деятельности архивных органов и учреждений  Сибирского федерального округа за 2011 г.» (см. http://sibarchives.ru/upload/NMS%20SFO%202010/Obzor_2011.doc ) дана очень интересная информация по этому вопросу.
Информационно-аналитический обзор по итогам деятельности архивных органов и учреждений  Сибирского федерального округа за 2011 г.

… на территории всех субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа были заключены Соглашения об информационном взаимодействии социально-правового защищенного электронного документооборота между Пенсионными органами территорий и архивами в целях установления и выплаты пенсий и других социальных выплат. Данным Соглашением обеспечивается обмен информацией (документами) социально-правового характера, необходимой для реализации гражданами своих пенсионных прав, в электронной форме с использованием средства криптографической защиты информации программного комплекса VipNet с функциями шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Данное межведомственное взаимодействие в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере архивной деятельности между архивами Сибирского федерального округа осуществляется в полном объеме на территории Республик Алтай, Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Новосибирской, Омской и Томской областях. Несмотря на подписанные Соглашения, межведомственное взаимодействие в электронном виде до сих пор не осуществляется в Республиках Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Кемеровской области. В Администрации Кемеровской области вообще считают, что Архивное управление области не следует включать в межведомственное электронное взаимодействие, так как архивные учреждения не располагают техническими возможностями для предоставления архивных услуг в электронном виде, так как документы архивов не оцифрованы.
Ситуацию с оказанием электронных государственных услуг архивными учреждения наглядно демонстрируют два приведенных в отчете графика. Только 100 архивов из 425 (23%), действующих в Сибирском федеральном округе подключены к защищенным каналам связи.

Что касается количества электронных государственных услуг, то, к сожалению, в докладе они не названы (а ведь в данном случае содержание услуги имеет значение).

Мой комментарий: Когда в середине 2011 года в закон о государственный услугах были внесены изменения, отнесшие архивные справки, подтверждающие права граждан и организаций, к документам личного хранения, я писала о том (см. мою статью «Изменение законодательства о госуслугах: шаг вперед, два – назад…» // Делопроизводство и документооборот на предприятии.- 2011.- № 8-9, http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=87055&SECTION_ID=771 ), что включение этих положений в закон может нанести существенный урон архивной отрасли – она может быть полностью исключена из проектов по совершенствованию государственного управления и организации оказания государственных услуг в электронном виде:
Изменение законодательства о госуслугах: шаг вперед, два – назад…

С одной стороны, это означает, что архивам не нужно будет  в авральном режиме налаживать взаимодействие с государственными органами при оказании государственных услуг – заявители, как и раньше, будут обращаться к ним напрямую. С другой стороны, деньги, которые сейчас направляются государством на реализацию планов межведомственного взаимодействия, обойдут архивы стороной, и многие из них таки останутся складами пыльной бумаги, работающими по технологиям XIX века. Не знаю, с чьей подачи внесено это исключение, но оно, как мне кажется, в конечном итоге оно принесёт архивам намного больше вреда, чем пользы. Архивы рискуют остаться на обочине процесса информатизации государственных органов.
Как можно видеть, эти опасения подтверждаются. Кстати говоря, составители отчета, похоже, также считают неправильным невключение архивных учреждений с программы оказания государственных услуг в электронном виде:
Немаловажным для развития информационного общества в каждом регионе является также развитие муниципальной информатизации и порталов муниципальных услуг. Отсутствие отработанного механизма взаимодействия органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления в рамках развития электронного правительства впоследствии может привести к созданию правовых, административных и технических барьеров для дальнейшего развития региональных порталов государственных услуг и архивное дело здесь не исключение.
Источник: Официальный сайт Архивной службы Новосибирской области
http://sibarchives.ru/upload/NMS%20SFO%202010/Obzor_2011.doc

Комментариев нет:

Отправить комментарий