пятница, 1 июня 2012 г.

Законопроект о Едином реестре завещаний принят в первом чтении


16 мая 2012 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 632210-5 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», предусматривающий создание в России  Единого реестра завещаний.

Законопроект предусматривает внести следующие изменения:

Статью 1123 Гражданского  Кодекса планируется дополнить третьей частью следующего содержания: «Нотариус, другое лицо, удостоверяющее завещание или распоряжение об отмене завещания вносит сведения о завещателе, дате удостоверения завещания, распоряжения об отмене завещания и номере реестра регистрации нотариальных действий в Единый реестр завещаний в порядке, предусмотренном законом. Сведения, хранящиеся в Едином реестре завещаний, могут быть разглашены после открытия наследства».

В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате предполагается дополнить статью 30 третьей частью следующего содержания:
«Федеральная нотариальная палата ведет Единый реестр завещании. Нотариусы, снимающиеся частной практикой, вносят в Единый реестр завещаний сведения о завещателе, дате удостоверения завещания, распоряжения об отмене завещания или принятия  на храпение закрытого завещания и номере реестра регистрации нотариальных действий нотариуса путем направления указанных сведений в Федеральную нотариальную палату по почте с уведомлением о вручении или по электронной почте с использованием электронно-цифровой подписи. Сведения из Единого реестра завещаний выдаются при подтверждении факта открытия наследства. До дня открытия наследства работники Федеральной нотариальной палаты обязаны сохранять тайну завещания. В случае нарушения тайны завещания и причинения в связи с этим завещателю морального вреда, а нотариусу, занимающемуся частной практикой - ущерба, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок ведения Единого реестра завещаний определяется Министерством юстиции Российской Федерации.».
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на сегодняшний день в большинстве профессиональных сообществ нотариусов, входящих в Союз Латинского нотариата (это, в основном, страны Европы и Скандинавии) создан единый банк сведений о совершенных завещаниях, который дает наследникам наибольшие правовые гарантии при оформлении наследственных прав. Нотариальное сообщество Российской Федерации входит в Союз Латинского нотариата, однако действующая редакция ст.1123 Гражданского кодекса не позволяет создать единый банк сведений о совершенных и отмененных завещаниях. Создание такого банка данных в виде Единого реестра завещаний в нашей стране может решить ряд существующих проблем, таких как.
  • проблема розыска завещания наследниками
    Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменении в Гражданский кодекс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

    Действующее законодательство не ограничивает компетенцию нотариусов по удостоверению завещаний, распоряжений об отмене завещаний, принятию на хранение закрытых завещаний. Завещатель вправе обратиться для совершения указанных нотариальных действий к любому нотариусу на территории Российской Федерации, который, являясь носителем тайны завещания, не вправе разглашать сведения о факте совершения завещания или его отмены до даты открытия наследства под страхом ответственности за моральный вред, причиненный завещателю. Таким образом, при отсутствии Единого реестра завещаний наследники лишены фактической возможности розыска завещания, так как для этого им нужно обратиться к каждому нотариусу на территории Российской Федерации.
  • проблема поддельных завещаний
    Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменении в Гражданский кодекс Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»

    Создание Единого реестра завещаний сделает невозможным оформление наследственных прав по несуществующим завещаниям и по завещаниям, составленным «задним числом» после смерти наследодателя, что гарантирует законность оформления наследственных прав нотариусами, а также значительно облегчит как судопроизводство по гражданским и уголовным делам, так и работу следственных органов.
На данный законопроект поступил официальный отзыв правительства РФ, в котором указывалось, что «предложение о необходимости создания в Российской Федерации системы регистрации завещаний заслуживает поддержки. Создание Единого реестра завещаний позволит обеспечить реализацию гарантированного Конституцией Российской Федерации (статья 35) права наследования».

По проекту федерального закона Правительством было высказаны следующие замечания:
  • не определен порядок предоставления информации в Единый реестр завещаний государственными нотариусами, а также лицами, удостоверяющими завещание или распоряжение об отмене завещания, которые не являются нотариусами.

  • не решены вопросы о предоставлении информации из Единого реестра завещаний, порядке использования электронных документов, а также иные вопросы, связанные с функционированием системы регистрации завещаний.
Кроме того, Правительство обратило внимание на то, что проблема, которую планируется решись внесением изменения в законодательство – сделать «невозможным оформление наследственных прав граждан по несуществующим завещаниям и завещаниям, оформленным «задним числом» после смерти наследодателя», возникает не только при оформлении завещаний, но и при совершении других нотариальных действий. Поэтому Правительство посчитало целесообразным рассмотреть вопрос о создании «не отдельного реестра завещаний, а Единой информационной системы нотариата, которая будет содержать информацию не только о завещаниях, но также и о других нотариальных действиях».

Мой комментарий: Идея создания такого реестра в нашей стране витает в воздухе уже давно. Можно предположить, что доработка проекта будет достаточно сложной, поскольку он затрагивает очень серьезные правовые и юридические вопросы. Пожелание Правительства доработать проект с учетом возможностей использования электронных документом делает эту задачу ещё сложнее - но дорогу осилит только идущий.

Источник: Официальный сайт Государственной Думы РФ
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&5F542D5E02045889432579DB00429AED (текст законопроекта к первому чтению)
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&B0F2E982FBAA1DB9C325794F00330EFC (пояснительная записка)
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&AFE3B0C9C3AD3C21C32579AC003693BD (официальный отзыв Правительства РФ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий