четверг, 28 июня 2012 г.

Норвегия вышла в лидеры в гонке по открытию государственных баз данных


Данная заметка Лиэма Тана (Liam Tung – на фото) была опубликована 21 июня 2012 года на сайте ZDNet.com в рубрике «Норвежский кодекс» (Norse Code).

Как отметил в интервью «Норвежскому кодексу» директор программы построения электронного правительства Норвегии, более полно открытое государственное управление в Норвегии пока ещё только начинается, но некоторые его ключевые элементы уже реализованы.

Правительство Норвегии вырвалось на ведущие позиции в области «открытого правительства» после того, как частично опубликовало данные из национального реестра коммерческих организаций под открытой лицензией.

Соответствующий набор данных, недавно переданный норвежскому агентству по вопросам государственного управления и электронного правительства (Difi), содержит информацию о почти 950 тысячах зарегистрированных в Норвегии юридических лицах.

После этой публикации блог «Открытые корпорации» (Open Corporates) ( http://www.opengovpartnership.org/news/summary-open-government-partnership-ogp-working-level  ), оценивающий открытость реестров коммерческих организаций в странах-участницах Партнерства открытого правительства ( http://www.opengovpartnership.org/  ), перевёл Норвегию с восьмого места на первое вместе с Великобританией, которая также недавно сделала «базовую информацию о компаниях» доступной в формате CSV под открытой лицензией.

Публикация в свободном доступе таких наборов данных снижает барьеры для получения информации о компаниях, которая ранее была доступна только на платной основе по подписке или через соответствующие государственные агентства.

В то же время ни норвежский, ни британский наборы данных не содержит полного набора сведений, которыми эти страны располагают по каждой компании. Блог «Открытые корпорации» отмечает, что открытая часть норвежского реестра не включает информацию о руководителе компании, о поданной отчётности и акционерах, которая, как он считает, необходима для получения более полного представления о каждой компании.

Тем не менее, это неплохое начало.

Чему другие стран, желающих строить «открытое правительство», могут поучиться у Норвегии?

Генеральный директор Difi Ханс-Христиан Хольте (Hans Christian Holte) в интервью сайту ZDNet отметил, что несмотря на наличие способствующей открытости культуры и «высокий уровень политической воли» сделать данные в Норвегии более открытыми, есть ряд препятствий для «открытого правительства» на уровне государственных органов:
  • опасение относительно того, что это может оказаться ресурсоемким делом,
  • правовые вопросы и вопросы, связанные с защитой персональных данных,
  • технические проблемы,
  • отсутствие у идеи открытых данных внутренней поддержки, и
  • то, что решение данной задачи не воспринимается как «часть основной деловой деятельности».
В Норвегии разработан ряд подходов, которые должны облегчить переход к открытым данным, включая норвежскую лицензии на использование государственных данных (NLOD,  см. http://data.norge.no/blogg/2011/04/about-norwegian-licence-open-data-nlod  ), предварительный вариант которой был представлен в прошлом году. Предполагается, что она станет стандартной лицензией для раскрытия данных норвежских государственных органов, что упростит задачу формулирования условий повторного использования государственных данных и сделает эти условия более единообразными.

На «техническом фронте», поддерживаемая Difi «Гостиница для данных» (Data Hotel) используется для хостинга данных, автоматизации создания API-интерфейсов (с использованием форматов XML и JSON(P) ), а также предоставления «легких» функциональных возможностей для поиска и группировки данных.

Государственные органы могут протестировать код на сайте GitHub ( https://github.com/difi ), что позволяет им сосредоточиться на «описания данных, а не вопросах поддерживающих технологий», подчёркивает Хольте.

«Мы поощряем проведение государственными органами экспертизы потенциально подлежащих раскрытию наборов данных и начало раскрытия данных в тех случаях, когда не возникает каких-либо проблем, а затем дальнейшее движение в направлении раскрытия данных», говорит Хольте.

Несмотря на правильные политические и культурные условия для более открытых данных, некоторые агентства по-прежнему считают этот раскрытие данных побочным видом деятельности в Норвегии. Хольте комментирует: «Мы работаем над тем, чтобы изменить такое отношение. Как и в других странах, нам ещё предстоит проделать немало работы, но Норвегия уже идёт к тому, чтобы  очень успешно решить вопрос открытых данных».

«Наш подход предусматривает предоставление набора практически полезных инструментов и поддержки. Мы также тесно сотрудничаем с владельцами данных, теми, кто эти данные повторно использует, с активистами и другими членами сообщества открытых данных, и не только внутри страны, но и на международном уровне – с тем, чтобы создать экосистему для открытых данных. Решающее значение имеют открытая культура Норвегии и высокий уровень политической воли для решения данного вопроса», добавляет Хольте.

С точки зрения «Открытых корпораций», выделяет Норвегию и Великобританию наличие открытых лицензий и публикация открытые наборов данных с лицензиями на их повторное использовании. Их общим недостатком является недостаточная детальность содержащихся в этих наборах данных сведений.

По данным «Открытых корпораций», в число других стран, которые частично раскрывают подробные сведения о коммерческих организациях, - но у которых нет, например, открытых лицензий, - входят Чехия, Албания, Словакия, США, Канада, Черногория, и Панама.

Источник: сайт ZDNet
http://www.zdnet.com/blog/norse-code/norway-takes-pole-position-in-open-gov-database-race/142

Комментариев нет:

Отправить комментарий