пятница, 22 июня 2012 г.

Выездная налоговая проверка может охватывать период, выходящий за пределы трех календарных лет


Законодательство сейчас постоянно меняется, и объемы изменений таковы, что ряд нововведений, особенно небольших, легко можно пропустить.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», которым на законодательном уровне была закреплена возможность использования в деловой деятельности электронных счетов-фактур, было также внесено значительное количество изменений и в другие статьи Налогового Кодекса.

Одно из таких изменений, с моей точки зрения, очень важное, поскольку оно фактически предоставляет налоговым органам право при проведении выездной налоговой проверки охватить не только установленные Кодексом три календарных года, но и более ранние периоды деятельности организации.

Это стало возможным благодаря внесенным изменениям (выделены жирным шрифтом) в пункт 4 статьи 89 Налогового Кодекса:
Налоговый кодекс Российской Федерации

Статья 89. Выездная налоговая проверка

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Получается, что если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию, то налоговый орган сразу же получает право провести проверку того периода, за который такая декларация была представлена.

Судя по всему, при применении этой нормы у территориальных налоговых органов возникли вопросы, поскольку письмом от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792 Федеральная налоговая служба разъяснила, что необходимо учитывать при применении абзаца третьего пункта 4 статьи 89 Налогового Кодекса:
1) норма является исключением из общего правила о периоде, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой (три календарных года, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки), как это предусмотрено абзацем вторым пункта 4 статьи 89 Кодекса;

2) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

3) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

4) указанная выездная налоговая проверка может быть проведена, если соответствующий период не был ранее охвачен выездной налоговой проверкой;

5) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения), для применения нормы значения не имеет.
Мой комментарий: Получается, что любая представленная в налоговый орган  уточненная налоговая декларация может служить основанием для проведения проверки более раннего налогового периода. С моей точки зрения, это положение законодательства может существенно усложнить вопрос о сроках хранения первичных бухгалтерских документов для целей налогообложения, поскольку, с учетом имеющихся рисков, представившей уточненную налоговую декларацию организации потребуется обеспечить сохранность документов, подтверждающих правильность её составления.

Требования самого Налогового Кодекса не дают чётких указаний относительно даты, от которой необходимо отсчитывать срок хранения документов. Вполне возможна  трактовка, согласно которой срок хранения следует отсчитывать от даты составления уточненной налоговой декларации.
Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
Очень важно то, как сложится судебная практика и удастся ли налоговым органам привлекать к ответственности организации, не охранившие старые документы. Поэтому тем организациям, которым нечего скрывать, имеет смысл обеспечить сохранение документов, на основе которых была составлена уточненная налоговая декларация.

Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131096

1 комментарий: