Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2016 года №1050 утверждены:
- Положение об организации проектной деятельности в Правительстве РФ;
- Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в Правительстве РФ.
Постановление подготовлено в соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ от 30 июня 2016 года № 306 «О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам».
Функции федерального проектного офиса осуществляет Департамент проектной деятельности Правительства РФ (п.3).
Научно-образовательный центр проектного менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) наделен дополнительно функциями центра компетенций проектного управления (п.4).
Для справки: Под «проектной деятельности» понимается деятельность, «связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ)». Под «программой» понимается «комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости».Мой комментарий: Фактически в системе государственного управления в параллель к классической иерархической системе вводится новый метод управления, с помощью которого будут реализовываться (п.4):
- Приоритетные проекты и программы по основным направлениям стратегического развития РФ;
- Ведомственные проекты и программы, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти.
Мой комментарий: Ну куда же нам без очередной автоматизированной системы! Хорошо еще, что данный пункт вступает в силу только со дня ввода в эксплуатацию этой АИС :)
Организационная структура системы управления проектной деятельностью включает в себя (п.6):
- Постоянные органы управления, к которым относятся 4 органа;
- Временные органы управления, формируемые в целях реализации проектов / программ (9 органов);
- Обеспечивающие и вспомогательные органы управления (3 органа).
В документе подробно перечислены те обязанности, которые возлагаются на эти структуры и чиновников. Складывается впечатление, что, за исключением группы «участники проекта», все остальные будут заниматься начальствованием и составлением различного рода бумажек.
Интересным в данном документе является, как мне кажется, попытка совместить трудносовместимое. Временные рабочие органы проектов будут назначаться из государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, которым установлены не связанные с проектами должностные обязанности, и в документе попытались регламентировать, как это все можно совмещать. В общем, пора возвращаться к погонам, так проще ;)
При назначении старшего должностного лица и руководителя проекта/программы с учетом его сложности и содержания устанавливается уровень занятости назначаемых лиц на время его реализации (полная занятость или совмещение с другими задачами) (п.25).
Решения о назначении на условиях совмещения с другими задачами принимаются при условии возможности эффективного исполнения ими своих обязанностей в проекте (программе) с учетом уровня занятости в связи с решением других задач.
Мой комментарий: Более подробно обязанности тех или иных органов описаны в «Функциональной структуре системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации», но остановиться хочу на тех, кто будет реально работать.
Выполнение работ по проекту в соответствии с планами и иными документами, указаниями руководителя проекта и руководителей соответствующих рабочих органов обеспечивают рабочие органы и их участники (п.32).
Решение о привлечении работника органа государственной власти в проект/программу в качестве участника принимается совместно руководителем проекта и руководителем структурного подразделения органа государственной власти, который является непосредственным руководителем привлекаемого работника (п.33).
Руководители федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений несут персональную ответственность за создание благоприятных условий для эффективной проектной деятельности работников и в случае необходимости принимают решение о перераспределении должностной и проектной нагрузки (п.34).
В случае конфликта между должностной и проектной нагрузкой работников приоритет имеют проектные задачи.
В случае конфликта между проектной нагрузкой работников по приоритетному и ведомственному проекту (программе) приоритет имеют задачи по приоритетному проекту (программе).
Мой комментарий: Получается, что, если руководитель структурного подразделения дал согласие на участие своего подчиненного в проекте, он может потерять над ним контроль – данный пункт содержит индульгенцию для работника на неисполнение своих непосредственных должностных обязанностей под прикрытием участия в проекте.
Не думаю, что такое кому-то из руководителей понравится. Возникает почва для конфликтных ситуаций и ненадлежащего исполнения государственными органами своих основных функций.
Но, наверное, самая загадочная группа органов управления – это обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью.
Общественно-деловой совет приоритетного проекта (программы) формируется с привлечением представителей общественных и деловых объединений, иных организаций и групп граждан, непосредственно заинтересованных в результатах соответствующего проекта / программы (п.36). Его функции могут быть возложены на существующие консультативные или совещательные органы при этом федеральном органе исполнительной власти.
В его функции входят:
- Участие в определении основных требований к результатам проекта / программы, качественных результатов и ключевых показателей эффективности;
- Подготовка заключение на паспорт приоритетного проекта / программы;
- Участие в приемке промежуточных и окончательных результатов проекта /программы и подготовка соответствующих заключений проектному комитету;
- Участие в организации мониторинга, оценки и иных контрольных мероприятий по проекту / программе;
- Разработка рекомендаций и предложений по увеличению выгод от проекта (программы), в том числе с учетом открывшихся по их ходу возможностей, а также рекомендации по управлению рисками.
Она готовит заключения о сводном плане проекта / программы, а также представляет предложения по совершенствованию содержательных и технологических решений, а также иные предложения по их эффективной реализации.
Мой комментарий: Учитывая текущий опыт работы различных экспертных советов при органах государственной власти, я сильно сомневаюсь, что общественно-деловой совет сможет справиться с возложенными на него обязанностями. Серьёзную экспертно-аналитическую работу невозможно выполнять в фоновом режиме и/или в свободное от основной работы время – но, похоже, кое у кого такие иллюзии всё ещё остались. Та работа, которая возложена на советы, качественно может быть сделана только на профессиональной основе и при соответствующем финансировании.
А вот что касается Центра компетенций проектного управления, там финансирование предусмотрено, поскольку это учебное учреждение, и его структурное подразделение финансируется из государственного бюджета.
Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=206009
кто-то пролистал PMboК)))))))) теперь решил внедрять, коряво, как обычно
ОтветитьУдалить