вторник, 15 ноября 2016 г.

20 лет электронной сохранности


Данная заметка специалиста по электронной сохранности Национальной библиотеки Голландии Барбары Сирман (Barbara Sierman – на фото) была опубликована 30 октября 2016 года на ей блоге «Семена электронной сохранности» (Digital Preservation Seeds, http://digitalpreservation.nl/seeds/ ).   

В ходе подготовки к Международной конференции по обеспечению долговременной сохранности электронных объектов iPRES 2016 года её Программный комитет (см. http://www.ipres2016.ch/frontend/index.php?folder_id=354#a2 )  отметил тот факт, что ровно 20 лет назад, в мае 1996 года в США был опубликован доклад «Обеспечение долговременной сохранности электронной информации. Доклад целевой группы по архивация электронной информации» (Preserving Digital Information. Report of the Task Force on Archiving of Digital Information, https://www.clir.org/pubs/reports/pub63watersgarrett.pdf ) - этапный документ, подготовленный для Комиссии по обеспечению сохранности и доступа (Commission on Preservation and Access – сейчас это Совет по библиотечным и информационным ресурсам – Council on Library and Information Resources, CLIR,  https://www.clir.org/ - Н.Х.) и Группы научно-исследовательских библиотек (Research Libraries Group). Документ давал широкое представление о проблематике электронной сохранности, и он часто называется как один из первых полноценных отчетов по этой теме.

Было интересно перечитать этот документ еще раз, и меня заинтересовало, каким было 20 лет назад представление об электронной сохранности, и как это связано с вопросами, поднятыми в докладах на iPRES 2016 (труды конференции доступны по адресу http://www.ipres2016.ch/frontend/organizers/media/iPRES2016/_PDF/IPR16.Proceedings_4_Web_Broschuere_Link.pdf ).

В воздухе - шар с логотипом конференции iPRES 2016 - Н.Х.

Без сомнения, за 20 лет многое изменилось. Для начала, (американская) точка зрения в том виде, как она была отражена в двух основных принципах (стр. 22) доклада, не слишком соответствует опыту участников конференции iPRES. Первый принцип следующий:
«Создатели / поставщики / владельцы информации несут первичную ответственность за архивацию своих электронных информационных объектов и, тем самым, за обеспечение долговременной сохранности этих объектов».
Не думаю, что мы этого достигли. Все участники конференции iPRES 2016 собрались в Берне именно потому, что это видение не является реальностью.

Второй принцип связан с первым:
«Сертифицированные электронные архивы имеют право и обязанность агрессивно выполнять спасательные функции в качестве механизма отказобезопасности при обеспечении долговременной сохранности информационных объектов, которые оказываются под угрозой ввиду того, что их создатель / поставщик / владелец не берет на себя ответственность за их долговременную сохранность (...).»
Это вопрос куда сложнее, чем отражено в документе, поскольку в настоящий момент уже ясно, что без правовых полномочий (и даже имея такие полномочия) электронную информацию достаточно трудно получить. Тем временем с 1996 года количество электронных материалов увеличилось в колоссальной степени.

Доклад «Обеспечение долговременной сохранности электронной информации» содержит «видение» этого вопроса. Некоторые из компонент этого видения изменились, как, например, тот акцент, который делался на миграцию в качестве стратегии обеспечения сохранности - в наше время равное значение как стратегии придается эмуляции.

Концепция «интеллектуальной целостности», похоже, перешла впоследствии в стандарт OAIS. «Сертифицированные архивы» уже находится в пределах досягаемости, с учетом существующих программ и стандартов WDS-DSA ( https://drive.google.com/open?id=1_DPwSA5P8LpK9Q34BhxJmX8So2GKL7eSLa-G-z5JvVgречь идёт о партнерстве «Электронной печати качества» - Data Seal of Approval, DSA, с «Всемирной системой данных» (World Data System, https://www.icsu-wds.org/ ) Международного совета по науке (International Council for Science, ICSU, https://www.icsu-wds.org/ ), и о разработанных ими сертификационных требования к хранилищам (Catalogue of Common Requirements) – Н.Х.), Nestor ( http://d-nb.info/1000083241/34 - см. также подборку постов об этом проекте на моем блоге здесь: http://rusrim.blogspot.ru/search?q=nestorН.Х.) и ISO 16363 (http://www.iso16363.org/ , см. также мой пост http://rusrim.blogspot.ru/2012/02/iso-163632012.html - Н.Х.).

Управление расходами по-прежнему остается проблемой (но она в этом году на iPRES не обсуждалась!). Ряд других вопросов всё ещё необходимо решить, например, вопросы о путях миграции «в качестве неотъемлемой составной части процесса или системы, производящей электронную информацию» (стр. 29).

Хотя на iPRES 2016 не было докладов по затратам на долговременную сохранность, зато было множество интересных обсуждений практических решений:
  • для материалов разного рода (для сообщений электронной почты, веб-архивации, публикаций и взаимосвязанных с ними материалов, для доменов стабильных идентификаторов - Persistent Identifiers Domain, PID; для геоданных),

  • для различных организаций (с расширением сферы охвата от библиотек и архивов на научные данные и организации, коллекционирующие цифровое искусство), и

  • для различных этапов процесса обеспечения сохранности (эмуляция, обеспечение качества, оценка риска).
Что меня поразило, глядя на отдельные ценные выступления на iPRES 2016, так это тот факт, что, по сравнению с видением 1996 года, мы по-прежнему говорим о практических решениях относительно мелких проблем. Я не отрицаю того, что нужно решить массу проблем и что интересно обсудить на iPRES соответствующие подходы с коллегами. Но где же более широкий взгляд? Есть ли у нас, как у сообщества, обновленное видение проблемы электронной сохранности в целом?

Не является ли ограниченное финансирование Евросоюзом программ в области электронной сохранности причиной сокращения числа исследований на концептуальном уровне по данной теме? Я убеждена, что работа по эмуляции, проделанная в проекте KEEP («Поддержание переносимости сред эмуляции» (Keeping Emulation Environments Portable) - проект, финансировавшийся Евросоюзом в 2009-2012 годах, http://cordis.europa.eu/project/rcn/89496_en.html  - Н.Х., следы его см. в Internet Archive) способствовал лучшему восприятию эмуляции в мире электронной сохранности.

Работа, выполненная в рамках проекта SCAPE («Масштабируемые среды обеспечения сохранности» (Scaleable Preservation Environments), 2010-2014,  http://scape-project.eu/ ) по планированию деятельности по обеспечению электронной сохранности, улучшили наше отношение к этой функциональной возможности в модели OAIS, а также к внедрению концепции «Отслеживания проблем сохранности» (Preservation Watch) и к точке зрения на миграцию с большим учетом нюансов («Вы теряете больше, чем ожидали»). Конечно, я здесь предвзята, поскольку принимала участие в этих проектах, но надеюсь, что  участники, например, проекта E-Ark (http://www.eark-project.com/ , подборку материалов о нем на моем блоге см. здесь: http://rusrim.blogspot.ru/search/label/e-Ark - Н.Х.) через несколько лет скажут то же самое.

Возможно, нам нужно больше поводов для целенаправленных размышлений об электронной сохранности, в рамках которых мы могли бы выявить на базе практических решений некие модели, обсудить отклонения от существующих стандартов, которые делают организации, затронуть риски для создания коллекций и обеспечения сохранности, связанные с продолжающимися изменениями в электронных материалах. Можем ли мы использовать конференцию iPRES, собирающую вместе столь много сведущих в вопросах электронной сохранности людей, для того, чтобы разработать видение на третью декаду электронной сохранности?

Барбара Сирман (Barbara Sierman)

Источник: блог Digital Preservation Seeds
http://digitalpreservation.nl/seeds/20-years-of-digital-preservation/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий