Данная заметка Айрин Чаймин (Irene Chymyn) была опубликована 24 октября 2016 года на сайте Управления государственных документов австралийского штата Новый Южный Уэльс, посвящённом инициативе «Выдержать проверку временем – защитить наше электронное будущее» (Future Proof – Protecting our digital future).
15 сентября 2016 года я присутствовала на мероприятии, организованной электронным магазином при частном облаке GovDC для государственных органов австралийского штата Новый Южный Уэльс (GovDC в настоящее время функционирует на основе двух современных дата-центров, а его «электронный магазин» GovDC Marketplace позволяет государственным органам воспользоваться более широким кругом облачных услуг, предлагаемыми ИКТ-сектором – Н.Х.), и, слушая интернет-презентации, семинары и обсуждения на круглых столах, я многое узнала о вопросах использовании облачных технологий как от представителей государственного сектора, так и от поставщиков.
Рекомендации по внедрению облачных решений
Было приятно послушать советы поставщиков облачных услуг государственным органам и учреждениям по части внедрения облачных решений, поскольку они сильно совпадали с нашими рекомендациями по данному вопросу (см. http://www.records.nsw.gov.au/recordkeeping/advice/using-cloud-computing-services ). Вот некоторые из их ключевых рекомендаций:
- Поговорить с коллегами [из других учреждений и подразделений – Н.Х.] об их опыте внедрения облачных решений, чтобы получить представление о том, что это за собой влечёт;
- Начать со «стратегии выхода из облака», включающей подготовку [вставляемых в контракты – Н.Х.] положений о порядке прекращения договора, определение формата данных для экспорта, объема и типов экспортируемых данных, а также процесс перехода к другому поставщику услуг;
- Использовать информацию и услуги, предоставляемые государственным облаком GovDC ( http://www.govdc.nsw.gov.au/ );
- Начать с небольшого по масштабам и сложности внедрения и/или с внедрения, затрагивающего процессы / системы с низким риском;
- Определить текущие компетенции персонала и установить, какие знания и навыки необходимы для перехода в облако;
- Прежде, чем отправляться на рынок облачных услуг, выявить и оценить проблемы управления, риски и вопросы, связанные с исполнение законодательно-нормативных требований – сюда входит анализ существующих политик, процессов и правил и переконструирование процессов с учетом особенностей облачной среды;
- Оценить каталог предлагаемых поставщиком облачных услуг, исходя из потребностей государственного органа;
- Проверить используемые поставщиком модели поддержки и закупок, а также опубликованные модели оказания, заказа/потреблении и оплаты услуг.
Самое же главное, что должен сделать государственный орган, это оценить технические возможности поставщика облачных услуг.
Стать государственным органом – «аборигеном» облачной среды
Выступавшие на мероприятии специалисты обсудили изменения, которые их организации осуществляют или планируют, с целью стать «облачными аборигенами» (cloud native – Обычно данный термин означает переход на использование деловых процессов, специально переконструированных под особенности облачной среды и предоставляемые ею новые возможности, в противовес «облачным мигрантам», которые просто воспроизводят в облаке те процессы, что у них были раньше. В данном контексте упор делается на применение готовых, «родных» для облачной среды базовых решений, на основе которых формируются и развертываются более высокоуровневые решения поставщиков программного обеспечения и, в конечном итоге, электронные услуги государственного органа – Н.Х.). Они также объяснили преимущества использования «готовых» облачных решений:
- Разработка и развертывание электронных услуг идут быстрее, обычный 18-месячный цикл развёртывания сокращается до 12-16 недель;
- Обеспечивается непрерывность развертывания услуг;
- Нужно меньше человеческого вмешательства для выявления и решения проблем с услугами.
Пока же приведу ряд ссылок на интернет-ресурсы, касающиеся этой концепции:
- Готово ли предприятие использовать подход «родных» облачных услуг фирмы Google? (Is the Enterprise Ready for Google’s Cloud Native Approach?) – см. http://www.forbes.com/sites/siliconangle/2015/07/30/is-the-enterprise-ready-for-googles-cloud-native-approach/#6c7259403f04 ;
- Фонд «родных для облака» вычислений (Cloud Computing Native Foundation, CNCF), см. https://www.cncf.io/ (фонд создан компанией Google, которая решила на коммерческой основе предоставить доступ к используемому ею механизму эффективной организации масштабных распределенных облачных вычислений, на основе выполняемых на многочисленных процессорах программ-«контейнеров» – Н.Х.);
- Тенденция «облачной аборигенности» набирает силу – унаследованная модель безопасности теряет почву (Cloud Native Trends Picking Up – Legacy Security Losing Ground), см. http://cloudtweaks.com/2016/10/cloud-native-trends-picking-legacy-security-losing-ground/
Один из пленарных докладов был посвящен всё чаще обсуждаемой в электронном пространстве теме четвертой промышленной революции (Industry 4.0), тому, в какую сторону идёт развитие технологий и как это воздействует на электронные сообщества.
Мы находимся на пороге «Промышленности 4.0» (откровенно говоря, радует уже то, что это не навязшее «2.0»! – Н.Х.), в котором информация и данные будут играть важную, центральную роль (конечно, «информация и данные» играют важную, а кое-где и центральную роль давным-давно, но чего не скажешь ради броского образа и запоминающегося впечатления? :) – Н.Х.). Экономическую ценность данных еще предстоит реализовать в полной мере, но уже есть предприятия, которые уже используют и/или стремятся использовать данные, полученные от подключенных к сети объектов, таких, как носимые устройства, мобильные телефоны, устройства обогащенной и виртуальной реальности, робототехнические устройства и даже автомобили, которые являются примерами «Интернета вещей» (Internet of things, IoT).
Мой комментарий: Не споря с высказанным утверждением, я, однако, убеждена, что скоро многим странам предстоит весьма болезненное осознание того, что контроль над производством реальных промышленных и сельскохозяйственных товаров дает ничуть не меньшую власть в мире, чем контроль над данными и их обработкой или контроль над интеллектуальной собственностью.
По мере того как «Интернет вещей» набирает обороты, следует обратить внимание на ряд проблемных вопросов, в числе которых следующие:
- Права собственности на данные и ценность данных (как для унаследованных, так и для современных наборов данных);
- Безопасность данных, включая вопросы неприкосновенности частной жизни и защиты персональных данных;
- Надежность данных;
- Интероперабельность данных;
- Потребление государственных данных;
- Повышение квалификации персонала с целью приобретения связанных с обработкой данных новых знаний, компетенций и опыта.
Айрин Чаймин (Irene Chymyn)
Авторство рисунка: Wilgengebroed (CC BY 2.0)
Источник: сайт архивно-документационной службы штата Новый Южный Уэльс, Австралия
http://futureproof.records.nsw.gov.au/cloud-and-the-future-of-digital-communities/
Комментариев нет:
Отправить комментарий