четверг, 14 марта 2013 г.

Порядок рассмотрения общественных инициатив: Право решать о какой инициативе стоит узнать мнение народа, отдано «Фонду информационной демократии»


Указом Президента от 4 марта 2013 года № 183 утверждены «Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»».

Уполномоченной организацией, которая будет организовывать работу с инициативами граждан, назван «Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии»» (п.3 Правил).

Правительству РФ, в свою очередь, поручено включить в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» (п.4 Правил).

Уполномоченная некоммерческая организация осуществляет (п.4):
  • Функции по проведению предварительной экспертизы,

  • Принятие решения о размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об отказе в ее размещении,

  • Обеспечение работы интернет-ресурса.
Уполномоченная организация вправе принять решение о снятии общественной инициативы с рассмотрения без проведения предварительной экспертизы в случаях:
  • Если гражданином повторно направлена общественная инициатива, по которой было принято решение об отказе в ее размещении на интернет-ресурсе или которая не получила в ходе голосования необходимой поддержки, и при этом в общественной инициативе не приводятся новые доводы или не указываются новые обстоятельства,

  • Аналогичная общественная инициатива уже размещена на интернет-ресурсе и получила необходимую поддержку в ходе голосования либо голосование по ней не завершено (п.9).
О данном решении гражданин, направивший общественную инициативу, уведомляется в электронном виде.

В ходе предварительной экспертизы устанавливаются (п. 10):
  • Соответствие общественной инициативы Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан,

  • Актуальность проблемы, содержащейся в общественной инициативе,

  • Обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.
По результатам предварительной экспертизы уполномоченная организация принимает решение (п.11):
  • О размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе (в разделе для голосования) и начале процедуры голосования;

  • Об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе;

  • Об изменении уровня реализации общественной инициативы.
О принятом по результатам предварительной экспертизы решении уполномоченная некоммерческая организация уведомляет гражданина, направившего общественную инициативу, в электронном виде. При этом уведомление об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе или об изменении уровня ее реализации должно быть мотивированным (п.12).

Уполномоченная организация принимает решение об отказе в размещении общественной инициативы на интернет-ресурсе в случаях, если общественная инициатива (п.13):
  • Противоречит Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан;

  • Противоречит ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

  • Не содержит описания проблемы, либо в общественной инициативе не предложены варианты решения проблемы, либо предлагаемые варианты не обоснованы.
Мой комментарий: Фактически решающую роль в судьбе гражданской инициативы будет играть уполномоченная некоммерческая организация, поскольку именно она имеет право снять общественную инициативу с рассмотрения даже без проведения предварительной экспертизы.

Похоже, такой вариант выбран от безысходности – ведь профильное ведомство практически сорвало работу. Все, что оно смогло сделать, это:
  • Выложить у себя на сайте для общественного обсуждения  «Проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года» (см.: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=914 , мои комментарии по проекту: http://rusrim.blogspot.ru/2013/03/blog-post_3.html ; http://rusrim.blogspot.ru/2013/03/blog-post_8898.html ; http://rusrim.blogspot.ru/2013/03/blog-post_5.html )

  • В январе 2013 года министерство объявило конкурс на создание портала, с очень интересными условиями: исполнитель должен был создать портал и поддерживать его работу в течении трех лет бесплатно (см.: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=912 ). Позднее при рассмотрении поступивших предложений было принято решение об отказе в дальнейшем их рассмотрении в связи с непредставлением документов (в заявках был представлен неполный состав бухгалтерской отчётности, см.: http://minsvyaz.ru/ru/doc/index.php?id_4=919 )
Именно нерасторопность министерства, по утверждению ряда СМИ  (см., например:  http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2013/03/05/521322 ) и стало причинной смены ответственного за проект. Это предположение подтвердил и Илья Массух (см.: http://www.gosbook.ru/news/69978 ), который по сути дела обвинил министерство в безответственности.

Поживем – увидим. Проект общественной инициативы должен стартовать 15 апреля. Ждать осталось чуть больше месяца.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142909

Комментариев нет:

Отправить комментарий