среда, 6 марта 2013 г.

Арбитражная практика: За непредставление списка умерших больница была оштрафована на 300 тысяч рублей


В настоящее время обязанность представления контролирующим органам информации и документов для проведения проверок и других контрольных мероприятий закреплена на законодательном уровне. Организации, однако, регулярно пытаются не давать информацию, нередко аргументируя это необходимостью защиты либо персональных данных, либо иной защищаемой, согласно законодательству, тайны.

В данном случае арбитражный суд Свердловской области в сентябре 2012 года (дело №А60-29553/2012) оценивал, вправе ли было медицинское учреждение, ссылавшееся на необходимость исполнения положений законодательства о персональных данных и о врачебной тайне, не предоставлять запрошенную информацию.

Суть дела

В Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области поступило заявление ООО «Проф Ритуал» о нарушении НУЗ «Дорожная больница на станции Свердловск-Пассажирский ОАО «РЖД» и индивидуальным предпринимателем К. антимонопольного законодательства. В больницу был направлен запрос о предоставлении сведений и копий документов. Основная часть затребованной информации и документов были больницей представлены. Не были представлены сведения об умерших в 2010-2011 годах, на том основании, что данная информация является врачебной тайной и относится к категории данных, защищаемых действующим законодательством о персональных данных.

Больница была привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей за совершение нарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ:
Для справки: Часть 5 ст. 19.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает, что непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию соответствующих органов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, больница обратилась в арбитражный суд.

Позиция Арбитражного суда Свердловской области

По мнению суда, больница была обязана представить всю истребованную у него информацию, необходимую антимонопольному органу. Довод о том, что испрашиваемые сведения являются врачебной тайной, судом не был принят.

Что касается ссылки больницы на положения закона «О персональных данных», то суд, в свою очередь, сослался на положение ст. 7 этого закона, предусматривающей, что раскрытие оператором персональных данных третьим лицам возможно и без согласия субъекта персональных данных в случаях, предусмотренных федеральными законами, - а запросы антимонопольного органа содержали ссылку на ст.25 закона о защите конкуренции.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган

1. …  обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
По мнению суда, оснований для отказа в предоставлении персональных данных у больницы не имелось.

Судом также не были приняты довод больницы о том, что запрашиваемые сведения (информация) являются врачебной тайной, а также ссылка на ст. 13 федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Суд отметил, что по запросу антимонопольного управления больнице нужно было представить полную информацию о количестве умерших в 2010 - 2011 гг. (с указанием ФИО умершего, даты рождения, смерти). При этом врачебную тайну составляют сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, о состоянии его здоровья и диагнозе и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении (гл. 2 «Основные принципы охраны здоровья» ч. 1 ст. 13 Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации). По мнению суда, врачебную тайну составляют только сведения, относящиеся к здоровью человека, при этом ни Ф.И.О. умершего, ни даты его рождения и смерти не являются врачебной тайной.

Кроме того, суд подчеркнул, что сведения (информация) запрашивались антимонопольным органом не в рамках проведения проверки деятельности больницы (ст.25.1 закона о защите конкуренции), а в рамках рассмотрения заявления о нарушении больницей и индивидуальным предпринимателем К. антимонопольного законодательства (ст.ст. 25 и.44 закона о защите конкуренции).

На этих основаниях суд отказал в удовлетворении заявленных больницей требований.

Позиция Семнадцатого арбитражного апелляционного суда

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в ноябре 2012 года отметил, что законом установлено право антимонопольного органа на получение информации и документов, необходимых для осуществления его функций, и обязанность хозяйствующего субъекта представить истребуемые документы, неисполнение которой влечет административную ответственность.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Свердловской области, а апелляционную жалобу негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная больница на станции Свердловск-Пассажирский открытого акционерного общества «Российские железные дороги» – без удовлетворения.

В кассационной инстанции дело не рассматривалось.

Источник: Официальный сайт Высшего арбитражного суда
http://ras.arbitr.ru/

2 комментария:

  1. Наталья Александровна! А можно ли это считать прецедентом. Таким образом заявлено, что ФИО, дата рождения и дата смерти не являются врачебной тайной. А если бы при этом запросили причину смерти?

    ОтветитьУдалить
  2. Борис Валентинович,

    С моей точки зрения, решение по конкретному делу может считаться прецедентом только тогда, когда его рассмотрение дошло до Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и он в своем Постановлении указал:«Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий».

    С причиной смерти нужно разбираться. Это точно персональные данные, а вот с врачебной тайной может быть придется разбираться в каждом конкретном случае.

    ОтветитьУдалить