среда, 13 марта 2013 г.

Порядок рассмотрения общественных инициатив: Неоправданные «рогатки»


Указом Президента от 4 марта 2013 года № 183 утверждены «Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»».

Согласно этим правилам, рассмотрению подлежат направленные гражданами (п.2 Указа):
  • Общественные инициативы, реализуемые на федеральном уровне, - с 15 апреля 2013 г.;

  • Общественные инициативы, реализуемые на региональном и муниципальном уровнях, - с 1 ноября 2013 г.
Наконец-то появилось ясность относительно того, о каких обращениях граждан идет речь. Это не любые инициативы или обращения граждан, а только по вопросам социально-экономического развития страны и совершенствования государственного и муниципального управления:
«Правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (утв. Указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183)

Общественными инициативами считаются предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» и отвечающие установленным требованиям.
Направлять общественные инициативы и голосовать за них могут достигшие возраста 18 лет граждане РФ, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации» (ЕСИА) (п.2 Правил).

Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе будет предшествовать обязательная предварительная экспертиза. Срок проведения такой экспертизы не должен превышать два месяца (п.3).

Мой комментарий: Что там можно изучать два месяца? Или предполагается, что столько времени потребуется для того, чтобы согнать экспертов на «посиделку», на которой они примут решение минут за пять? :)

Без проведения предварительной экспертизы снимается общественная инициатива, если в ее тексте содержатся (п.7):
  • Нецензурные либо оскорбительные выражения,

  • Угрозы жизни или здоровью граждан,

  • Призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Гражданин, направивший такую инициативу, уведомляется в электронном виде.

Направление общественной инициативы осуществляется путем заполнения на русском языке специальной формы на интернет-ресурсе (п.6). Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, она должна быть реализована (п.8).

Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила (п.14):
  • Не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;

  • Не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

  • Не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.
Голосование начинается в день размещения этой инициативы на интернет-ресурсе и проводится в течение одного года (п.15). Общественная инициатива, не получившая в ходе голосования необходимой поддержки, считается неподдержанной и снимается с рассмотрения. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе (п.18).

Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Информация об этом размещается на интернет-ресурсе (п.19).

При направлении общественной инициативы в экспертную рабочую группу указывается следующая информация (п.20):
  • Содержание инициативы;

  • Уровень реализации инициативы;

  • Количество голосов, поданных за инициативу, и количество голосов, поданных против нее, с указанием периода, в течение которого эти голоса были получены;

  • Распределение голосов "за" и "против" по субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (для общественных инициатив соответствующего уровня).
Состав экспертной рабочей группы:
  • Федеральный уровень - определяется Правительством РФ и включает представителей ФОИВ, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, членов Общественной палаты РФ, представителей бизнес-сообщества и общественных объединений (п.21).

  • Региональный уровень - определяется высшими органами исполнительной власти субъектов РФ и включает представителей органов государственной власти РФ, депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов РФ, членов общественных палат субъектов РФ, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей государственных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений (п.22).

  • Муниципальный уровень -  определяется органами местного самоуправления и включает представителей этих органов, депутатов представительных органов муниципальных образований, представителей муниципальных учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений (п.23).
Мой комментарий: Интересно, как это будет стыковаться с внесенными Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 года  № 1068 изменениями функций Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, которой было поручено координировать деятельность государственных органов и окончательно принимать решение о судьбе инициативы:
Положение о Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 года  № 773 (ред. от 18.10.2012)

Функции Комиссии:

п) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации и совершенствования концепции формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года;

р) рассмотрение решений рабочей группы о необходимости разработки нормативного правового акта или иного решения, направленного на реализацию предложений в рамках "российской общественной инициативы", и направление соответствующих протоколов заседаний Комиссии в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
По результатам рассмотрения экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы, о чем уведомляет уполномоченную некоммерческую организацию в электронном виде (п.24).

Информация о рассмотрении общественной инициативы и мерах по ее реализации направляется уполномоченной некоммерческой организации для размещения на интернет-ресурсе.

Мой комментарий: Когда я читаю порядок рассмотрения  общественной инициативы, меня не оставляет чувство, что все усилия направлены не на то, чтобы создать удобный канал для получения предложений от граждан, а, наоборот,  на создание препятствий.

Получается, что максимальный срок от внесения инициативы до ее рассмотрения может составить полтора года. Вспоминаются известные слова Ходжи Насреддина - за это время «либо ишак сдохнет, либо падишах помрет».

Правда, Илья Массух, президент «Фонда информационной демократии» обещал, что, «намеренно затягивать процесс, либо выворачивать наизнанку здравый смысл никто не собирается» (см.: http://www.tasstelecom.ru/news/one/17448 ), а «актуальные и срочные инициативы будут рассматриваться в адекватные сроки"».

Ещё больше вопросов возникает по поводу той решающей роли, которую будет играть в судьбе общественных инициатив «Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии»», но об этом в отдельном посте.

Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=142909

Комментариев нет:

Отправить комментарий