вторник, 25 апреля 2017 г.

Единая государственная информационная система социального обеспечения


Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2017 года №181 утверждены:
  • Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения;

  • Состав информации, размещаемой в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, и источники такой информации;

  • Порядок предоставления информации в Единую государственную информационную систему социального обеспечения.
Для справки: Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» законодательно закрепил создание Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/02/blog-post_1.html ).

Положение вступит в силу с 1 января 2018 года и будет определять:
  • Порядок обработки информации, подлежащей размещению в Единой государственной информационной системе (ИС) социального обеспечения;

  • Порядок предоставления доступа к сведениям ИС;

  • Принципы создания, развития и эксплуатации ИС, ее структуру, порядок ее организации и функционирования, включая порядок защиты информации, содержащейся в ИС;

  • Порядок направления и обработки запросов;

  • Права и обязанности поставщиков информации и пользователей ИС, функции ее оператора.
Государственным заказчиком создания, развития и эксплуатации ИС, а также ее оператором системы является Пенсионный фонд РФ (п.2).

Правообладателем информации, содержащейся в ИС, от имени РФ является поставщик информации в части сведений, размещенных им в соответствующем региональном (ведомственном) сегменте ИС (п.5).

Информационная система состоит из следующих сегментов (п.12):
  • Региональные (ведомственные);

  • Федеральный;

  • Технологический .
Региональные сегменты информационной системы предназначены для сбора сведений из ИС поставщиков данных (п.13).

Персонификация сведений в ведомственных сегментах ИС осуществляется на основании страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) получателя мер социальной защиты.

В целях функционирования ИС обеспечивается ее интеграция с элементами электронного правительства, такими, как ФГИС Единая система идентификации и аутентификации», единая система межведомственного электронного взаимодействия, ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (п.20).

Также обеспечивается ее интеграция с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными ИС, создаваемыми в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ и содержащими информацию, подлежащую включению в ИС в соответствии с составом информации, либо обеспечивающими доступ к ней.

Поставщиками информации являются (п.21):
  • Органы государственной власти (государственные органы);

  • Государственные внебюджетные фонды;

  • Организации, находящиеся в ведении органов государственной власти, предоставляющие меры социальной защиты (поддержки).
Пользователями являются поставщики информации и граждане (п.22).

Поставщики информации размещают ее в собственных информационных ресурсах, для ее дальнейшего предоставления в ИС  (п.23).

В целях информирования граждан о предоставленных и предоставляемых им мерах социальной защиты (поддержки), оператор информационной системы обеспечивает отражение такой информации в личном кабинете гражданина на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в том числе предоставление такой информации в виде электронного документа, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.24).

Мой комментарий: Возникает вопрос - эта информация будет отражаться в личном кабинете по желанию гражданина или в обязательном порядке?  Кроме того, не предусмотрена возможность получения ее  не через личный кабинет, а иными способами. К сожалению, пока большинство тех, кто получает социальную помощь, не используют портал государственных услуг.

В целях обеспечения актуальности и достоверности информации о фамилии, имени, отчестве гражданина в ИС поставщиков информации и пользователей ИС, оператор обеспечивает передачу сведений об изменении фамилии, имени, отчества, поступивших в ИС из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п.25).

Мой комментарий: То есть предполагается оперативное взаимодействие ИС с Единым государственным реестром записей актов гражданского состояния.

Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона «О персональных данных» (п.26).

Согласие гражданина на обработку его персональных данных подтверждается заявлением, поданным гражданином в орган, предоставляющий меры социальной защиты (поддержки) (п.27).

Мой комментарий: Дальше по тексту документа я так и не нашла ответа на вопрос, что делать, если гражданин отозвал свое согласие и потребовал уничтожить его ПДн в системе. Кажется, впервые я встретила норму, обязывающую при оказании государственных услуг собирать еще и согласие на обработку ПДн.

С моей точки зрения, создание единой информационной системы не имеет особого смысла, если информация о гражданах будет включаться и исключаться из нее по их желанию. Неполная база данных не может быть использована для каких-либо серьезных аналитических или статистических исследований.


Обработка информации, подлежащей размещению в информационной системе, может осуществляться исключительно в целях обеспечения прав граждан на социальную защиту (поддержку), установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.28).

Мой комментарий: Верите ли Вы в то, что  если соответствующим службам потребуется доступ к этой информации с целью выявления и предотвращения незаконной, в том числе террористической деятельности, им её из системы не дадут? А как насчет выявления с помощью данной системы граждан, которые не имели права на социальную поддержку, и привлечения их за это к ответственности?

При обработке информации, подлежащей размещению в информационной системе, должны быть обеспечены (п.29):
  • Проведение мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа к ней и (или) передачи ее лицам, не имеющим права доступа;

  • Своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

  • Недопущение воздействия на региональные (ведомственные) сегменты ИС, в результате которого может быть нарушено их функционирование;

  • Постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Мой комментарий: Жаль, что ничего не сказано об обеспечении  точности информации. 

Доступ к информации, содержащейся в ИС, посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия предоставляется (п.30-31):
  • Уполномоченным должностным лицам органов власти и организаций посредством инфраструктуры взаимодействия при соблюдении требований законодательства РФ в сфере защиты ПДн;

  • Уполномоченным должностным лицам иных ОГВ, государственных внебюджетных фондов посредством инфраструктуры взаимодействия в части доступа к аналитической отчетности, содержащейся в ИС;

  • Физическим лицам - получателям мер социальной защиты (поддержки) в части персональной информации, предоставляемой посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, о назначенных им мерах социальной защиты (поддержки) и предоставленных услугах;

  • Всем пользователям сети «Интернет» - к нормативно-справочной информации в сфере социальной защиты (поддержки).
Идентификация и аутентификация пользователей ИС (уполномоченных должностных лиц и физическим лицам) осуществляются с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (п.32).

Органы власти и организации, осуществляющие доступ к ИС посредством инфраструктуры взаимодействия, направляют запрос о предоставлении информации путем его формирования в электронной форме в своей ИС (п.34).

В федеральном сегменте ИС сохраняется информация о поступившем запросе и предоставленной по нему информации (п.37).

Направление запросов о предоставлении информации в целях получения персонифицированных сведений пользователем для осуществления деятельности, не связанной с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), не допускается, а должностные лица, направившие такие запросы в ИС, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.35).

Иные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды для получения информации, содержащейся в ИС, направляют запрос о ее  предоставлении путем обращения через личный кабинет (п.36).

Состав информации, предоставляемой конкретному пользователю, направившему запрос о предоставлении информации, определяется Министерством труда и социальной защиты РФ (п.38).

В информационной системе на основании запроса о предоставлении аналитической информации предоставляется доступ к агрегированным деперсонифицированным сведениям для формирования аналитической отчетности (п.39).

Информация о запросах, направленных пользователями хранится в ИС в течение 1 года, ее состав определяется оператором ИС (п.40).

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=212876

Комментариев нет:

Отправить комментарий