понедельник, 17 апреля 2017 г.

Требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг


Банком России от 27 декабря 2016 года № 572-П утверждено «Положение о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг», которое вступит в силу 21 августа 2017 года.

Нормативно-правовой акт устанавливает:
  • Требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, включая требования к регистрации документов, к ведению регистрационного журнала, к защите и хранению записей и документов, к составлению списков владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и ипотечных сертификатов участия;

  • Требования к правилам ведения реестра, включая требования к правилам ведения реестра владельцев инвестиционных паев;

  • Порядок и сроки передачи реестра и документов, связанных с его ведением, указанному эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) держателю реестра в случае прекращения договора на ведение реестра, а также перечень указанных документов.
Мой комментарий: В данном случае Банк России устанавливает достаточно жесткие требования к документированию деятельности держателя реестра, направленные на обеспечение сохранности информации и документов. Большое внимание уделено порядку регистрации как входящих, так и исходящих документов, включая перечень обязательных реквизитов.

При ведении реестра его держатель организует систему учета документов, относящихся к ведению реестра, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги (п.1.1), которая должна обеспечивать наличие записи о любом документе, которые были получены или направлены держателем реестра (п.1.2).

При ведении реестра держатель осуществляет ведение учетных регистров, содержащих сведения в отношении лиц, которым открыты лицевые счета (зарегистрированные лица), в порядке, определенном внутренними документами держателя  (п.1.3).

Записи в учетные регистры вносятся на основании анкеты зарегистрированного лица и иных документов, предусмотренных правилами ведения реестра (п.1.4).

Держатель реестра осуществляет:
  • Ведение учетных регистров, содержащих записи о ценных бумагах, в отношении которых он оказывает услуги по учету прав, в порядке, определенном внутренними документами держателя реестра. Такие записи должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать указанные ценные бумаги (п.1.6);

  • Ведение записей обо всех проведенных операциях в регистрационном журнале в хронологической последовательности (п.1.7);

  • Хранение и защиту записей, а также в случае поступления запроса Банка России или в иных случаях, предусмотренных правилами ведения реестра, обеспечивает возможность визуализации и представления информации, содержащейся в указанных записях (п.1.8).
Если запись о регистрации в отношении каждого входящего (п.2.3) и исходящего (п.2.7) документа была внесена программно-техническими средствами в автоматическом режиме, то она должна содержать, среди прочего, указание о том, на такие средства и о том, что запись внесена автоматически.

Мой комментарий: Очень нестандартный реквизит. Отмечу, что для того чтобы при регистрации не делать это вручную, необходимо, чтобы функционал системы делопроизводства позволял включать эту информацию в реестр в автоматизированном режиме.

Держатель реестра обеспечивает фиксацию информации о способе получения им документов (лично, почтовым отправлением, в виде электронного документа, через трансфер-агента, эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, иным способом), а также возможность ее визуализации и представления в случае поступления соответствующего запроса Банка России (п.2.5).

Держатель реестра регистрирует в системе учета все формируемые им документы (п.2.6):
  • Отчеты (уведомления) о совершении операций по лицевым счетам;

  • Выписки из реестра по лицевым счетам;

  • Отчеты (справки) об операциях, совершенных по лицевым счетам;

  • Уведомления об отказе в совершении операции;

  • Документы, содержащие информацию, связанную с осуществлением прав по ценным бумагам;

  • Иные документы, формируемые держателем при осуществлении деятельности по ведению реестра.
Система учета документов может включать в себя сведения, полученные с использованием программно-технических средств, предназначенных для формирования, отправления и получения электронных документов (п.2.8).

Мой комментарий: А это уже установление функциональных требований  к системе учета документов!

Держатель реестра регистрирует в регистрационном журнале (п.3.1):
  • Открытие (закрытие) лицевых или иных счетов;

  • Внесение каждой записи по лицевому счету (иному счету), а также каждой записи об изменении сведений о зарегистрированных лицах и о ценных бумагах.
Запись в регистрационном журнале также должна содержать (п.3.2) указание на такие средства и автоматический режим внесения записи при проведении операции программно-техническими средствами в автоматическом режиме.

В главе 4 установлены требования к защите и хранению записей и документов.

В электронных базах данных должны содержаться и храниться следующие записи (п.4.1):
  • по лицевым счетам (иным счетам);

  • в учетных регистрах;

  • в регистрационном журнале;

  • в системе учета документов.
Учетные записи подлежат хранению в течение всего периода ведения соответствующего реестра держателем, а также не менее пяти лет после прекращения действия договора на ведение реестра (п.4.3).

Способы хранения учетных записей, содержащихся в электронных базах данных, должны обеспечивать возможность восстановления временной последовательности событий и действий работников держателя по внесению изменений в электронные базы данных, а также возможность идентификации лиц или программно-технических средств, которыми внесены данные изменения (п.4.4).

Держатель реестра осуществляет ежедневное резервное копирование учетных записей на электронные, оптические или иные носители информации, на которые не оказывают воздействия нарушения работы программно-технических средств обработки и хранения учетных записей. Программно-технические средства резервного копирования должны обеспечить возможность изъятия копий учетных записей без нарушения работы программно-технических средств и их резервного копирования (п.4.5).

В случае ликвидации держателя реестра и/или аннулирования лицензии, он по находящимся на хранении реестрам на дату прекращения договора составляет список и передает его на хранение на срок, оставшийся до истечения срока другому регистратору и/или в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую регистраторов, и/или в государственный или муниципальный архив в порядке, предусмотренном нормативными актами Российской Федерации об архивном деле (п.7.13).

Мой комментарий: Интересно, Росархив в курсе того, что на государственные и муниципальные архивы возложена обязанность хранения реестров ликвидированных держателей? Подозреваю, что нет.

Мой комментарий: С одной стороны, в документе установлены требования ко всему жизненному циклу документов держателей реестров, однако требование о передаче реестров в архивы, с моей точки зрения, утопично. Это документы временного срока хранения, и интереса для государственных архивов они не представляют.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=213018

Комментариев нет:

Отправить комментарий