четверг, 6 апреля 2017 г.

Видовой состав электронных документов органов исполнительной власти


Хочу представить коллегам видеозапись ещё одного выступления на III Международной научно-практической конференции «Управление документацией: прошлое, настоящее и будущее» 23 марта 2017 года.

Заведующая кафедрой документационного обеспечения управления Поволжского института управления имени П.А.Столыпина – филиала РАНХиГС, д.и.н., доцент Анна Всеволодовна Ермолаева в своем докладе «Видовой состав электронных документов органов исполнительной власти» затронула один интересный вопрос, который мы потом активно с коллегами обсуждали в кулуарах конференции.



Она обратила внимание на то, что в «Перечне документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2016 года № 2326-р в целях унификации порядка межведомственного информационного взаимодействия, в основном перечислены «сведения», а традиционные виды документов, такие как справки, выписки, копии представлены крайне слабо (см. также:  http://rusrim.blogspot.ru/2016/11/blog-post_80.html )

Я подсчитала: из 85 пунктов данного перечня справки упоминаются 13 раз, выписки - 2 раза; копии, заключение, акт, отчетность - по 1 разу. Во всех остальных случаях речь идет о предоставлении данных.

Анна Всеволодовна считает, что это неправильно, и что в перечне необходимо было указать вид документа (справка, выписка и т.д.), который содержит сведения, необходимые для предоставления государственных услуг – как это всегда делалось при бумажном документообороте.

Такая позиция основывается на классическом подходе, согласно которому принятие решений проходит на основе оформленного по всем правилам документа. Поэтому в своем выступлении Анна Всеволодовна высказала предложение о необходимости внесения изменений в законодательно-нормативную базу с тем, чтобы определиться, какие виды документов - вместо «данных» - должны представляться и передаваться органами государственной власти по системе МЭДО, например, справки, выписки и т.д.

Моя точка зрения по данному вопросу несколько иная, и я ее высказала при последующем обсуждении в кулуарах. Хочу упомянуть её и здесь, чтобы коллеги могли посмотреть на проблему с разных сторон.

Как мне кажется, ключевым в данном случае является вопрос о том, что мы считаем документом. Если основываться на том определении, которое дано в «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительно власти», то, действительно, необходимо все данные оформлять в виде официальных документов.
Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477

Документ - официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти;
Мне, однако мне больше импонирует подход, который основывается на том, что документом является то, на основании чего мы принимаем решения и осуществляем юридически значимые действия. Не имеет значения, в каком виде представлены данные -  оформлены ли они в виде «бумагоподобного» документа, получены в виде структурированного XML-файла или просто «взяты» из базы данных другого государственного органа.

В настоящее время идет серьезная перестройка системы государственного управления, в которой ключевыми становятся уже данные, а не документы, которые их содержат. Остановить эту трансформацию и навязать органам государственной власти обязательное создание бумагоподобных документов нереально – работа с данными намного эффективнее, удобнее и дешевле, и возвращаться к «добрым старым временам» никто не будет.

Источник: YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=NoAF_4nBVPA

Комментариев нет:

Отправить комментарий