суббота, 12 мая 2012 г.

Меры по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов


Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 394 «О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» внесены изменения в акты Правительства  Российской Федерации по вопросам совершенствования использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Теперь в пункте 3 «Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, предусмотрено, что все проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающие мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий должны получить одобрение Министерства связи и массовых коммуникаций, - и, самое главное, - что министерство имеет право принять решение о нецелесообразности проведения мероприятий по информатизации и/или их финансирования.
3 … Проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - мероприятия по информатизации), подлежат направлению в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение, в котором дается оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или)  их финансирования. К проекту акта, направляемому на заключение об оценке целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования, прилагается финансово-экономическое и (или) технико-экономическое обоснование, содержащее необходимые расчеты, обоснования, описание  ожидаемых конечных результатов мероприятий по информатизации.";

… В случае если в заключении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на проект нормативного правового акта или проект нормативного документа федерального органа исполнительной власти сделан вывод о нецелесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования, федеральный орган исполнительной власти проводит с Министерством  связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласительное совещание.
Постановлением также утверждено «Положение о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов», которым установлено, какие документы должны получить одобрение Минкомсвязи.

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет оценку следующих документов по информатизации государственных органов (п.4):
  • Проекты планов информатизации государственных органов;

  • Проекты государственных программ РФ, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, стратегий, концепций и (или) иных документов, предусматривающих долгосрочные приоритеты и (или) мероприятия по информатизации, относящиеся к установленной сфере ведения государственных органов;

  • Проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, актов государственных органов, в которых содержатся положения, регулирующие отношения в том числе по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий, создания, развития, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
Государственные органы направляют в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для оценки (п.8):
  • Проекты планов информатизации государственных органов - в сроки и в порядке, которые установлены Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении;

  • Иные документы по информатизации - на бумажных носителях по мере разработки проектов таких документов государственными органами на стадии их согласования с заинтересованными государственными органами.
К документам по информатизации прилагается финансово-экономическое и(или) технико-экономическое обоснование мероприятий по информатизации, содержащее (п.9):
  • Основание для реализации мероприятий по информатизации;

  • Обоснование необходимости выполнения мероприятий по информатизации;

  • Цели и задачи мероприятий по информатизации;

  • Ожидаемые конечные результаты мероприятий по информатизации, описание качественных и количественных характеристик планируемых результатов;

  • Обоснование необходимости привлечения средств бюджетов для реализации мероприятий по информатизации и их размеров;

  • Обоснование потребности в указанных объемах поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг для реализации мероприятий по информатизации, а также в их качественных характеристиках.
Министерство связи и массовых коммуникаций проводит оценку документа по информатизации и направляет в государственный орган, представивший документ по информатизации, мотивированное заключение, которое содержит (п. 18):
  • Оценку соответствия мероприятий по информатизации, предусмотренных документом по информатизации, критериям, установленным пунктом 6 настоящего Положения;

  •  Оценку целесообразности проведения мероприятий по информатизации с точки зрения эффективности достижения целей их реализации;
  • Оценку целесообразности финансирования мероприятий по информатизации в запрашиваемых объемах;

  • Итоговую оценку документа по информатизации (положительное или отрицательное заключение).
Заключение размещается в электронном виде в информационной системе управления ведомственной и региональной информатизацией Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в течение 1 рабочего дня со дня его подписания (п. 21).

Мой комментарий: В данном случае идея, закрепленная в постановлении Правительства, понятна, однако у меня есть большие сомнения в том, что Миникомсвязи (само по себе довольно слабое в информационном отношении) обладает достаточным количеством квалифицированных кадров, способных объективно оценивать программы информатизации всех российских ведомств, в том числе гораздо более продвинутых - таких, как, например, Федеральная налоговая служба.

Дать добротную оценку программы информатизации какой-либо организации, с моей точки зрения, возможно только при условии понимания уровня информатизации конкретного ведомства  и тех потребностей, которые у него существуют на конкретный момент времени. В противном случае процесс получения заключения скорее всего превратится в дополнительную бюрократическую процедуру с очень сильной коррупционной составляющей.

Источник: Консультант +
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129110

3 комментария:

  1. Наташа, вот под этим твоим абзацем "Дать добротную оценку программы информатизации какой-либо организации, с моей точки зрения, возможно только при условии понимания уровня информатизации конкретного ведомства и тех потребностей, которые у него существуют на конкретный момент времени. В противном случае процесс получения заключения скорее всего превратится в дополнительную бюрократическую процедуру с очень сильной коррупционной составляющей." готов подписаться безоговорочно!!! Т.е. не понимая бизнес-процесса автоматизации невозможно сделать правильное заключение. А для того чтоб понимать эти бизнес-процессы в разных министерствах надо быть высочайшим специалистом во всём, чего не бывает.

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей, Я рада, что у нас с тобой одна точка зрения на этот проект. :))

    ОтветитьУдалить
  3. Коллеги, немного слов в защиту данного "проекта" - вы много видели в своей жизни "добротных" ВЦП (ВПИ) ведмоств? 10 % из них могут считаться действительно грамотными документами, остальные 90 % таковыми назвать сложно. И, проведя экспертизу таких документов даже без владения всеми подноготными делами ведомства, мы худо-бедно (пока) направляем коллег в нужное русло. Про коррупционную составляющую - находясь внутри этого проекта и процесса уже третий год золотых и даже серебрянных гор не нажил, увы...
    А кроме ВЦП есть Проекты ФЗ, ПП, Указов и прочее. Пишут такое - закачаешься. ПП 365 худо бедно позволяет весь этот огород более-менее очищать от сорняков и элементарной некомпетентности исполнителей, так что искренне вас уверяю - дело это нужное, важное и, к сожалению, очень неблагодарное!

    ОтветитьУдалить