понедельник, 7 мая 2012 г.

В.В.Путин: Переход на электронный формат обслуживания граждан в регионах, муниципалитетах – гораздо более сложный следующий шаг «электронного правительства»


Последние выступления действующего Председателя Правительства и избранного Президента РФ В.В.Путина показывают, что и для него необходимость совершенствования государственного управления стала осознанной необходимостью. Соответственно, предстоящие перестановки в высшем эшелоне власти не приведут к свертыванию программы «электронного правительства», как втайне надеялись некоторые государственные служащие.

Выступая 11 апреля 2012 года в Государственной Думе с отчётом о деятельности Правительства РФ за 2011 год (см. http://premier.gov.ru/events/news/18671/ ), В.В.Путин остановился не только на уже достигнутых результатах, но и ближайших задачах в области построения «электронного правительства»:
«Отдельно, уважаемые коллеги, остановлюсь на работе региональных и местных властей. На этом уровне решается значительное количество проблем и вопросов, волнующих граждан, формируется комфортная для жизни среда. На федеральном уровне уже действует механизм «электронного правительства», сотни тысяч людей избавлены от необходимости бегать по инстанциям, собирать бумажки. Всего за год в рейтинге ООН – я вам приводил малоприятные цифры, где мы находимся в рейтингах по ведению бизнеса и так далее, – но что касается «электронного правительства», то могу сказать, что всего за год в ООН по уровню развития «электронного правительства» Россия сделала более 30 шагов вперед: поднялась с 59-го до 27-го места. А уже с 1 июля этого года на электронное межведомственное взаимодействие должны перейти все регионы и все муниципалитеты страны.

Уважаемые коллеги, эта задача, этот шаг гораздо более сложный, чем то, что было сделано Правительством Российской Федерации. Всё-таки на правительственном уровне это непростая задача, но она централизованно решалась. Следующий шаг – перейти на электронный формат обслуживания граждан в регионах, муниципалитетах – гораздо более сложный. Поскольку вы постоянно в регионах находитесь, я прошу вас уделять этому самое пристальное внимание. От этого действительно напрямую будет зависеть качество обслуживания граждан. И конечно, необходимо развивать практику предоставления услуг гражданам по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров. Деньги для создания таких центров можно найти, в том числе за счёт оптимизации работы чиновничьего аппарата. Со своей стороны мы так и поступаем: к 2013 году штаты госорганов, подведомственных Правительству, сократятся на 100 тыс. человек. На федеральном уровне мы вводим оценку персональной эффективности руководителей министерств и ведомств. Считаю, что регионам и муниципальным образованиям необходимо ввести такую же систему оценки работы должностных лиц, она должна базироваться на внятных и чётких показателях.»
Мой комментарий: То, что переход на оказание государственных услуг региональными и муниципальными органами государственной власти – непростая задача, и что в реальности соответствующие электронные госуслуги вряд ли станут доступны по всей территории страны с 1 июля 2012 года, сейчас очевидно большинству экспертов в данной области.

Очень беспокоит идея сокращения штатов государственных органов, которая, с моей точки зрения, не опирается ни на сколько-нибудь серьёзный анализ существующей ситуации, ни на печальный опыт многочисленных предыдущих аналогичных кампаний, и вряд ли принесет пользу. Хуже того, стремление высокопоставленных начальников поскорее отчитаться о выполнении соответствующих заданий Правительства вполне способно спровоцировать социальную нестабильность (стоит, наверное, прежде чем наступать на собственные грабли, обратить внимание на те же события в Греции).

О сокращении численности можно будет всерьёз говорить лишь тогда, когда будут радикально пересмотрены внутренние процессы государственного управления. Пока же нагрузка на государственных служащих постоянно растет, при этом деловые процессы зачастую не оптимизируются и не автоматизируются. Работать госслужащим приходится во всё более стрессовых условиях – например, вводятся новые административные штрафы за плохое оказание государственных услуг, ужесточается контроль со стороны граждан и общественных организаций. Да и зарплата сотрудников нижнего и среднего звена нередко не соответствует рыночной стоимости этих специалистов.

По моему мнению, сокращение численности государственных служащих уже приводит к ухудшению качества оказания государственных услуг. За примерами далеко ходить не надо, они есть в прессе: так, когда уральские журналисты стали выяснять, почему людям опять приходится с ночи занимать места в очередях в Росреестр, чтобы зарегистрировать права  на недвижимость, то заместитель руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Свердловской области Л.Р.Коломина  описала следующую ситуацию: «у нас идёт колоссальное сокращение. (В соответствии с постановлением правительства от 28.01.2011  № 39  по всей стране идёт сокращение штата госструктур).  Наше Управление за прошлый и этот год  уже сокращено на 17 %. Это 145 штатных единиц (!). В перспективе - продолжение сокращения. При этом нагрузка на сотрудников не уменьшается.», - и добавила «У меня рабочий день начинается с того, что я ломаю голову, где мне взять людей и перекинуть из одного отдела в другой, чтобы те, другие,  выжили».

Если такая же ситуация складывается и в других государственных органах, то, думаю, качественные государственные услуги нам ещё долго не увидеть.

Источник: Официальный сайт Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина / Информационный сайт общественно-правовой газеты «Ведомости Урал»
http://premier.gov.ru/events/news/18671/ 
http://vedomosti-ural.ru/guest/21561/?ya_rss=1

Комментариев нет:

Отправить комментарий