В 2005 году, после принятия федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», в регионах было разработано собственное архивное законодательство. В свое время я провела анализ ряда региональных законов, и по его итогам были опубликованы две статьи:
Как обычно, сразу же заинтриговала терминология – в данном случае, статья 2 «Понятия, используемые в настоящем Законе». В ней определены всего пять понятий, в том числе и такое, как «бесхозяйные архивные документы»:
Важной, и, с моей точки зрения, по настоящему государственной позицией является даваемая Омской областью гарантия возмещения расходов любым лицам, которые провели отбор и упорядочение этих архивных документов перед передачей их в архив. Это, как мне кажется, поможет «разрулить» значительную часть возникающих конфликтных ситуаций, когда архивы отказывают в приеме на хранения необработанных документов из-за нежелания (а порой и отсутствия возможности) проводить их обработку за свой счёт.
Конечно, областной закон не решает полностью проблемы утраты архивных документов, поскольку, в данном конкретном случае, речь идет только о документах, которые изначально были государственной собственностью. Как известно, в настоящее время наблюдается массовая утрата документов коммерческих организаций, которые, согласно действующему законодательству, должны поступать в архивы только на платной основе. Этот вопрос, как мне кажется, должен решаться на федеральном уровне.
Нельзя не отметить, что регионы очередной раз опередили Росархив и Минкультуры, которые, по идее, как раз должны были бы быть инициаторами законодательного регулирования, направленного на решение этой и других острых проблем в сфере архивного дела.
Ещё две показавшиеся мне интересными статьи нового закона также связаны с документами. Отдельными статьями урегулированы вопросы, связанные с судьбой документов мировых судей Омской области и документов Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к федеральной собственности (речь идет, в первую очередь о документах территориальных органов федеральных органов исполнительной власти):
Законопроект № 540656-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и статью 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предлагающий субсидирование хранения документов федеральных органов исполнительной власти в региональных архивах, был внесен в Государственную Думу ещё в июле 2011 года. Его планировалось рассмотреть в первом чтении в конце сентября, однако затем законопроект был отложен на неопределенное время (см. http://rusrim.blogspot.com/2011/07/blog-post_13.html ).
Ну и, конечно, любопытно было посмотреть, что в законе говорится об организации архивного хранения электронных документов. Об этом сказано всего в двух словах:
Источник: Сайт «Архивы России»
http://www.rusarchives.ru/lows/zakon-archivnoe-delo-omsk.shtml
- Архивное дело: вся власть регионам // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005. - № 9. - С. 30-38. http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=10100
- Развитие вопросов архивного дела в региональном законодательстве // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2005. - № 10. - С. 38-50. http://www.eos.ru/eos_delopr/eos_analitics/detail.php?ID=10483
Как обычно, сразу же заинтриговала терминология – в данном случае, статья 2 «Понятия, используемые в настоящем Законе». В ней определены всего пять понятий, в том числе и такое, как «бесхозяйные архивные документы»:
5) бесхозяйные архивные документы – не переданные на хранение в государственные архивы Омской области, муниципальные архивы Омской области и архивы организаций архивные документы государственных, общественных, кооперативных организаций, предприятий союзного, республиканского, областного подчинения, действовавших на территории Омской области в период с 30 декабря 1922 года по 21 декабря 1991 года.Такое понятие в нашем законодательстве (как на федеральном, так и на региональном уровне) появилось впервые, а уж когда в законе я увидела целую статью, регламентирующую порядок работы с такими документами, то стало ясно, что это, наверное, этапное событие в области архивного права:
Статья 6. Бесхозяйные архивные документыИтак, впервые в современной истории в архивном законодательстве появились положения, стремящиеся регламентировать порядок передачи на архивное хранение брошенных архивных документов. Понятно, что в этой деятельности подводных камней ещё очень много, но омские коллеги первыми, наконец-то, вывели этот вопрос из серой зоны неопределенности.
От имени Омской области в правоотношениях по принятию бесхозяйных архивных документов в государственные архивы Омской области выступают государственные архивы Омской области.
В случае обнаружения бесхозяйных архивных документов граждане, организации вправе сообщить об условиях и месте нахождения указанных документов в уполномоченный орган и содействовать их передаче в государственные архивы Омской области.
Бесхозяйные архивные документы до их принятия в государственные архивы Омской области хранятся в зданиях, помещениях, в которых они были обнаружены. При этом запрещается осуществлять действия, влекущие ухудшение физического состояния (гибель, утрату) бесхозяйных архивных документов и научно-справочного аппарата к ним, а также перемещение указанных документов за пределы зданий, в которых они обнаружены, за исключением случаев ликвидации организации, обнаружившей бесхозяйные архивные документы.
Организациям и индивидуальным предпринимателям, которые обеспечили за счет собственных средств отбор и упорядочение бесхозяйных архивных документов в целях передачи их в государственные архивы Омской области, гарантируется возмещение произведенных на эти цели расходов за счет средств областного бюджета в порядке, установленном Правительством Омской области.
Важной, и, с моей точки зрения, по настоящему государственной позицией является даваемая Омской областью гарантия возмещения расходов любым лицам, которые провели отбор и упорядочение этих архивных документов перед передачей их в архив. Это, как мне кажется, поможет «разрулить» значительную часть возникающих конфликтных ситуаций, когда архивы отказывают в приеме на хранения необработанных документов из-за нежелания (а порой и отсутствия возможности) проводить их обработку за свой счёт.
Конечно, областной закон не решает полностью проблемы утраты архивных документов, поскольку, в данном конкретном случае, речь идет только о документах, которые изначально были государственной собственностью. Как известно, в настоящее время наблюдается массовая утрата документов коммерческих организаций, которые, согласно действующему законодательству, должны поступать в архивы только на платной основе. Этот вопрос, как мне кажется, должен решаться на федеральном уровне.
Нельзя не отметить, что регионы очередной раз опередили Росархив и Минкультуры, которые, по идее, как раз должны были бы быть инициаторами законодательного регулирования, направленного на решение этой и других острых проблем в сфере архивного дела.
Ещё две показавшиеся мне интересными статьи нового закона также связаны с документами. Отдельными статьями урегулированы вопросы, связанные с судьбой документов мировых судей Омской области и документов Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к федеральной собственности (речь идет, в первую очередь о документах территориальных органов федеральных органов исполнительной власти):
Статья 8. Организация хранения архивных документов мировых судей Омской областиЕсли документы мировых судей будут приниматься в государственные архивы Омской области, то федеральные государственные документы смогут попасть на хранение в областные архивы только после того, как на федеральном уровне будет урегулирован этот вопрос.
Хранение архивных документов мировых судей Омской области, входящих в состав Архивного фонда Российской Федерации, в течение установленных сроков до передачи указанных документов на постоянное хранение в государственные архивы Омской области организуется уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обеспечения деятельности мировых судей Омской области.
Статья 10. Хранение, комплектование, учет и использование в государственных архивах Омской области документов Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к федеральной собственности
Хранение, комплектование, учет, использование в государственных архивах Омской области документов Архивного фонда Российской Федерации, относящихся к федеральной собственности, осуществляется в случаях:
1) передачи органам государственной власти Омской области полномочий Российской Федерации по хранению, комплектованию, учету и использованию указанных архивных документов, находящихся на территории Омской области, либо передачи органам исполнительной власти Омской области полномочий федеральных органов исполнительной власти в части хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;
2) заключения договоров в соответствии с гражданским законодательством;
3) иных случаях, предусмотренных законодательством.
Законопроект № 540656-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» и статью 26-3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предлагающий субсидирование хранения документов федеральных органов исполнительной власти в региональных архивах, был внесен в Государственную Думу ещё в июле 2011 года. Его планировалось рассмотреть в первом чтении в конце сентября, однако затем законопроект был отложен на неопределенное время (см. http://rusrim.blogspot.com/2011/07/blog-post_13.html ).
Ну и, конечно, любопытно было посмотреть, что в законе говорится об организации архивного хранения электронных документов. Об этом сказано всего в двух словах:
Статья 9. Особенности организации комплектования архивных документовТем не менее, факт остается фактом: передача электронных документов на архивное хранение предусмотрена теперь областным законодательством.
По истечении сроков временного хранения документы Архивного фонда Омской области передаются на постоянное хранение в государственные архивы Омской области в упорядоченном состоянии, в том числе в электронном виде, с соответствующим научно-справочным аппаратом.
Научно-справочный аппарат к документам Архивного фонда Омской области передается на постоянное хранение в государственные архивы Омской области на бумажном носителе и в электронном виде.
Работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей на постоянное хранение документов Архивного фонда Омской области, в том числе изготовление копий архивных документов на электронных носителях, их упорядочение и транспортировка, выполняются за счет средств источников комплектования государственных архивов Омской области, передающих указанные документы.
Источник: Сайт «Архивы России»
http://www.rusarchives.ru/lows/zakon-archivnoe-delo-omsk.shtml
Наталья Александровна, добрый вечер! В качестве обсуждения, если позволите.
ОтветитьУдалитьА не кажется ли Вам, что введение в законодательную базу одного из субъектов РФ понятия «бесхозяйные архивные документы» в прямом смысле дискредитирует законодательство РФ об архивном деле?
Ведь прямая задача гос-муни-архивов Омской области и состоит как раз в том, чтобы отслеживать «прямых и косвенных» источников комплектования. Это как так случилось, что, вдруг, появилась «бесхозность» за 31 декабря 1922 - 22 декабря 1991? Что за странная хронология? В субъекте отсутствовал «хозяин», не способный учесть в этот период? «Хозяин» ли он? А может быть просто «временщик», которому следует посоветовать перечитать «Собачье сердце» Булгакова? Помните слова проф. Преображенского с чего начинается разруха?.. :)
Показателен конкретный пример. Вот-вот должно состояться открытие того, что поименовано Центром изучения истории гражданской войны (то ли в Сибири, то ли в России). Реставрацией бывшей резиденции Верховного правителя адмирала Колчака занимается ЗАО «Омскгражданстрой». Сумма свыше 35 млн. руб.
Однако, открыв Список организаций-источников комплектования казенного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области» можно убедиться в отсутствии в нем ЗАО «Омскгражданстрой». Довольно странно! Ведь судя по информации, размещенной в свободном доступе, данное Общество историю своей деятельности исчисляет с… 1941.
Это получается, что для Архивного фонда РФ пропадают исторические документы, где описывается первоначальное состояние здания, особенности подвалов, чердаков, помещений (сам кабинет Колчака неоднократно перестраивался)?..
http://svdrokov.blogspot.com/2011/08/4-2011_22.html
Может быть, введение в законодательную базу одного из субъектов РФ понятия «бесхозяйные архивные документы» - всего лишь «медвежья» попытка «прикрыть» собственную несостоятельность архивного органа субъекта РФ?
С уважением С.В. Дроков
Посмотрел Целевую программу «Развитие государственно-правовых институтов на территории Омской области на 2011 год», утвержденную приказом министерства государственно-правового развития Омской области от 11 марта 2011 № 6п/1.
ОтветитьУдалитьТак там, почему то, отсутствует «целевая задача» по учету источников-комплектования.
Цель 2 Целевой программы – создание условий для хранения и развития информационного потенциала Архивного фонда Омской области как важной составной части государственных информационных ресурсов и историко-культурного наследия Омской области.
Цель подкрепляется задачами: 1) обеспечение сохранности документов постоянного хранения по истечении установленных законодательством сроков их хранения в организациях; 2) удовлетворение потребностей граждан в ретроспективной информации социально-правового характера; 3) расширение доступа граждан к архивным документам <…>
Индикатор мероприятия задачи 1 цели 2 – количество архивных дел организаций-источников комплектования казенного учреждения Омской области «Исторический архив Омской области», планируемых к принятию на постоянное хранение. <…>
А где же работа с источниками-комплектования?.. :) Вот, формально, и получается, что введение в законодательную базу одного из субъектов РФ понятия «бесхозяйные архивные документы» - всего лишь «прикрытие» несостоятельность архивного органа субъекта РФ. С уважением С.В. Дроков
http://svdrokov.blogspot.com/2011/10/blog-post_12.html
Добрый вечер, Сергей Владимирович,
ОтветитьУдалитьА не кажется ли Вам, что введение в законодательную базу одного из субъектов РФ понятия «бесхозяйные архивные документы» в прямом смысле дискредитирует законодательство РФ об архивном деле?
Нет, не кажется. Вы ведь не считаете его скомпрометированным из-за того, что эта проблема (а есть и другие) не решается уже многие годы, хотя руководство отрасли о ней прекрасно знает? Лучше просто похвалить омичей, что признали проблему, нашли деньги и будут теперь её решать.
Это как так случилось, что, вдруг, появилась «бесхозность» ...
Ну, это для Вас "вдруг"... И не понимаю, чем это Вас даты смутили, - или Вам неизвестно, что многие организации хранили и хранят свои документы с момента создания, порой с 20х-30х годов?
...можно убедиться в отсутствии в нем ЗАО «Омскгражданстрой»
Законодательство своей страны полезно знать. Никто не может насильно записать коммерческую организацию в источники комплектования. Участие в госзаказах законодательство никак не связывает с пребыванием в числе источников комплектования.
Может быть, введение в законодательную базу одного из субъектов РФ понятия «бесхозяйные архивные документы» - всего лишь «медвежья» попытка «прикрыть» собственную несостоятельность архивного органа субъекта РФ?
На месте омичей я бы на подобное бестактное и несправедливое высказывание обиделась. Интересно, а как тогда Вы оцениваете деятельность, скажем, Росархива, который предпочитает помалкивать об этой общенациональной проблеме, и не пытается ставить её перед Правительством и законодателями?
Я и не писал о том, что факт участия в госзаказе "связывает" каким-либо образом со Списком источников-комплектования. Не правда ли? :) Связывает история Родины и деятельность этой организации в ней (Родине) с 1941 :)
ОтветитьУдалитьЯ и не писал о насильном "записывании" коммерческих организаций в Списки источников-комплектования. Я писал об элементарной учетной работе архивного органа в соответствии с законодательством. Хотя бы в рамках АФ всевозможных версий и поставщиков :)
К чему передергивать то?.. Ну, да, ладно, и на том спасибо. Насчет оценки деятельности Росархива, так что оценивать то, по какому прайс-листу?.. :) С уважением С.В. Дроков
К чему передергивать то?
ОтветитьУдалитьВот это Вы очень правильно сказали! :)
Противно когда столь некомпетентные люди, как господин Дроков, выливают ушат помоев на специалистов, которые за данный закон достойны только похвалы. Например, у нас в области руководство в данном остром вопросе и не хочет разбираться. Про выбивания финансирование и речи нет.
ОтветитьУдалитьСвязывает история Родины и деятельность этой организации в ней (Родине) с 1941 :)
Повеселили, помнится приходит обращение гражданина о подтверждение стажа работы в одном медучреждении. Документы к нам не поступали, но помощник Интернет, и какое везение на сайте ООО «Шарашка» в разделе история предприятия сообщается, что родословная ведется от необходимой нам организации. Да еще с таким пафосом мы наследники традиций, качества и т.д. и т.п. Запрос по адресу. Приходит ответ мы никакого отношения не имеем к указанному предприятию и знать не чего не знаем. Звоню, как же так у вас же на сайте четко написано наследники, правопреемники и т.д. и т.п. Ответ – «на заборе тоже написано»- так то
И чтобы указывать столь безапелляционно указывать архивам на их комплектования. Следует по лучше ознакомится с необходимыми документами – задаётся мне в указанной шарашке нет документации, которую стоит сохранять – раз, а если когда-либо была нужно смотреть не список источников-комплектования, список фондов архива – два. Учите матчасть.
Р.П. немов
Уважаемый г-н Р.П. Немов! В комментириях к посту мною было предложено обсуждение понятия «бесхозяйные архивные документы», которые, с моей точки зрения, в прямом смысле дискредитирует законодательство РФ об архивном деле.
ОтветитьУдалитьПри чем здесь "помои"? Вы способны к обсуждению то? Я Вас лично знать не знаю, как и Ваши научные работы в области архивного дела. Давайте учиться быть сдержаннее. :) ОК?
Обратили ли вы внимание на то, что проект данного закона не был представлен для открытого обсуждения тем кто и является омичами, а не сидящими (временно) в стульях Омской администрации? Видно, не случайно некоторые сидящие уже "слетели"... Не слышали истории?...
Организация, которую Вы наименовали "шарашка" - достойный источник комплектования любого госархива. Найдите время самостоятельно узнать ее историю. Лучше все-таки узнать, изучая документы данной организации, а не руководствоваться эмоциями. Не правда ли?..
Прошу прошения уважаемую Наталью Александровну за ответ лично Вам на ее блоге. На моем блоге Вы, уважаемый г-н Р.П. Немов можете детально ознакомиться с практической деятельностью "создателей" предложенного для обсуждения термина «бесхозяйные архивные документы». А заоодно и обсудить :) Только не в "старческом брюзжании". ОК? С уважением С.В. Дроков
Уважаемый г-н С.В. Дроков! Приношу прощение за излишнюю горячность. Но настаиваю, что такие подвижки необходимо поддерживать, а не закрывать на РЕАЛИИ жизни глаза. У нас были (к сожалению были так как многие документы погибли, а не приобрели хозяев) и к сожалению остаются брошенные бесхозные документы - это факт. И снобиски отворачивать нос, говоря что признания данного факта как-то там дискредитирует законодательство, не приемлемо. Нужно не дискуссии вести, а действовать. Как еще можно назвать брошенные документы как не бесхозными. Можно конечно по прошествии 20 лет после возникновения проблемы вести научно-педантские дискуссии (обсуждения), а можно действовать. Закон принят здорово и он не раз и на всегда, внесение изменений возможно, так что теперь можно и подискутировать.
ОтветитьУдалитьР.П.Немов
Спасибо, принято! Но я сторонник взвешенного подхода к "определяющим" документам к архивной отрасли. Проработав свыше 16 лет в РГАЭ (бывший ЦГАНХ СССР - отраслевой центр хранения машиночитаемых документов под руководством В.В. Цаплина) в отделах комплектования и документов личного происхождения, научился понимать и "теневую" сторону некоторых нормативов.
ОтветитьУдалитьК сожалению, их "тень" или "прелесть" :) в ряде случаев обуславливается желанием "задним числом" списать "прорехи". Вряд ли в региональный закон будут внесены изменения. Опасность в его подражании. Впрочем, это моя точка зрения. С уважением С.В.Дроков
Кстати, на вопрос, а что делать, ведь необходимо первоначально типа узакониться! :) Считаю крайне необходимым коллегам архивистам понимать и знать роль государственных реестров, фиксирующих потенциального источника-комплектования на этапе его "зарождения"... То есть владеть современной технологией. А прошлую "бесхозность" за странный период (обратите внимание на даты) 31 декабря 1922 - 22 декабря 1991, решать, запачкав руки в пыли. С.В. Дроков
ОтветитьУдалить