Продолжим обсуждение системы оплаты предоставляемой заявителям государственной информации. Напомню, что Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. №860 утверждены «Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в которых описана и процедура организации взимания платы за информацию и порядок её предоставления как на платной, так и на бесплатной основе.
То, как предлагается организовать процесс оплаты, с моей точки зрения, станет большой головной болью не только для потребителей информации, но и для самих государственных органов.
Во-первых, обработка запросов на предоставление информации станет существенно более сложной. Ведь при регистрации запроса определить, каким он окажется, - платным или бесплатным, - можно далеко не всегда, а уж точно определить объем предоставляемой заявителю информации в этот момент невозможно.
Во-вторых, документом установлено, что информация для исполнения запроса по сути дела должна быть подготовлена в течение семи рабочих дней со дня его регистрации, поскольку именно в этот момент государственный орган должен сообщить заявителю, сколько денег и за что он собирается с него получить. Думаю, государственным органам могли бы очень пригодиться для этого ясновидящие и экстрасенсы :)
В случае предоставления информация за плату, на её получателя возлагается и оплата почтовых расходов (п. 5).
Вполне возможно, что заинтересованные в информации граждане и организации будут оптимизировать свои затраты, и, как следствие, вместо одного объемного запроса, государственные органы будут получать несколько более-менее неперекрывающихся запросов (возможно, поданных от имени разных лиц), сформулированных таким образом, чтобы затребованный объем информации, по возможности, не превышал бесплатного лимита.
В духе освоения современных технологий «по-нашенски», платная электронная информация будет записываться на носитель и пересылаться обычной почтой. Про надёжность и скорость нашей почты, думаю, говорить не нужно - будут задержки с доставкой, пропажи, и, соответственно, судебные иски и обращения в прокуратуру.
И это при том, что в бизнесе уже давно и успешно используются технологии, которые позволяют через интернет-магазины приобретать необходимую информацию, проводя её оплату через электронные кошельки.
Самое интересное, что документ совершенно не продуман с точки зрения защиты государственных органов от обвинений в нарушении законодательства в доступе к государственной информации. Непонятно, что должен делать государственный орган, если оплата за информацию не поступит. Учитывая, что все, что связано с финансами, как правило, существенно увеличивает риски судебных исков, государственным органам придется весьма поднапрячься, чтобы продумать такую технологию взаимодействия с заявителем, которая бы позволяла тщательно задокументировать следующие факты:
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120862
То, как предлагается организовать процесс оплаты, с моей точки зрения, станет большой головной болью не только для потребителей информации, но и для самих государственных органов.
Во-первых, обработка запросов на предоставление информации станет существенно более сложной. Ведь при регистрации запроса определить, каким он окажется, - платным или бесплатным, - можно далеко не всегда, а уж точно определить объем предоставляемой заявителю информации в этот момент невозможно.
Во-вторых, документом установлено, что информация для исполнения запроса по сути дела должна быть подготовлена в течение семи рабочих дней со дня его регистрации, поскольку именно в этот момент государственный орган должен сообщить заявителю, сколько денег и за что он собирается с него получить. Думаю, государственным органам могли бы очень пригодиться для этого ясновидящие и экстрасенсы :)
«Правила взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (утв. постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 860)Для информации: Статья 18 «Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» предусматривает рассмотрение запроса в течение 30 дней со дня регистрации, с возможность увеличения этого срока, при необходимости, ещё на 15 дней. Как показывает практика, с точностью подсчитать объемы информации можно только после выполнения запроса в полном объеме, - и то возможны варианты, связанные, например, с выбором файловых форматов для информации, предоставляемой в электронном виде.
10. В случае если в соответствии с настоящими Правилами за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления будет взиматься плата, об этом сообщается пользователю информации, направившему запрос, в течение 7 рабочих дней со дня регистрации полученного в установленном порядке запроса. При этом указываются:
а) объем и формат запрашиваемой информации;
б) размер расходов на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, в том числе стоимость компьютерного накопительного устройства, приобретаемого государственным органом или органом местного самоуправления в случае, если соответствующее устройство не предоставлено пользователем информации;
в) размер платы за пересылку запрашиваемых документов и (или) материалов в полном объеме по почте (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил);
г) информация, необходимая для заполнения платежного документа на перечисление платы за предоставление запрашиваемой информации, - в порядке, установленном для перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
д) срок внесения пользователем информации платы за предоставление запрашиваемой информации, не превышающий срок рассмотрения запроса, установленный статьей 18 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
В случае предоставления информация за плату, на её получателя возлагается и оплата почтовых расходов (п. 5).
Вполне возможно, что заинтересованные в информации граждане и организации будут оптимизировать свои затраты, и, как следствие, вместо одного объемного запроса, государственные органы будут получать несколько более-менее неперекрывающихся запросов (возможно, поданных от имени разных лиц), сформулированных таким образом, чтобы затребованный объем информации, по возможности, не превышал бесплатного лимита.
В духе освоения современных технологий «по-нашенски», платная электронная информация будет записываться на носитель и пересылаться обычной почтой. Про надёжность и скорость нашей почты, думаю, говорить не нужно - будут задержки с доставкой, пропажи, и, соответственно, судебные иски и обращения в прокуратуру.
И это при том, что в бизнесе уже давно и успешно используются технологии, которые позволяют через интернет-магазины приобретать необходимую информацию, проводя её оплату через электронные кошельки.
Самое интересное, что документ совершенно не продуман с точки зрения защиты государственных органов от обвинений в нарушении законодательства в доступе к государственной информации. Непонятно, что должен делать государственный орган, если оплата за информацию не поступит. Учитывая, что все, что связано с финансами, как правило, существенно увеличивает риски судебных исков, государственным органам придется весьма поднапрячься, чтобы продумать такую технологию взаимодействия с заявителем, которая бы позволяла тщательно задокументировать следующие факты:
- Факт оповещения заявителя о платности информации и её стоимости. Без проблем все это можно сделать, только посылая обычной почтой заказные письма. При использовании электронной почты у органов государственной власти могут возникнуть трудности с доказыванием факта направления в срок информации о стоимости услуги заявителю.
- Факт предоставления бесплатной информации путем её пересылки по электронной почте.
- Факт проверки работоспособности отправляемого носителя информации. В случаях, когда информация будет пересылаться почтовой связью на электронных носителях, возможны жалобы получателя на нечитаемость полученного носителя.
- Факт проверки работоспособности выданного на руки носителя информации. Если заявитель захочет получить информацию лично, то, возможно, стоит в его присутствии проверить носитель на читаемость, а с заявителя взять расписку в получении им работоспособного носителя информации.
12. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая на платной основе, направляется (передается) пользователю информации после оплаты им предоставления указанной информации.Гражданам и организациям можно дать несколько «зловредных» рекомендаций:
- Закон говорит о праве на информацию, а не о праве (как это записано в законодательстве ряда стран) на получение только уже имеющихся у государственного органа документов. Этим можно попытаться воспользоваться, и попросить государственный орган не присылать объёмных копий многочисленных документов, а дать краткое резюме по интересующему вопросу.
- При составлении запроса учитывайте, что объем бесплатной информации ограничен. Старайтесь четко сформулировать запрос таким образом, чтобы на него можно и нужно было ответить, не присылая Вам многостраничные документы.
- Если Вам необходимо получить из государственного органа многостраничный документ, то запрос можно попытаться разбить на несколько, в каждом из которых запросить по 10-20 страниц.
- Запрашивая информацию в электронном виде, укажите в запросе предпочтительные для Вас файловые форматы, с учётом того, как это повлияет на объёмы данных. Например, в форматах docx или odt объём того же документа может оказаться в 10 раз меньше по сравнению с форматом doc. Документы в виде текста всегда меньше, чем в виде графических образов.
- Если, с Вашей точки зрения, государственный орган явно завышает стоимость своих услуг, помните, что Кодекс об административных правонарушениях предусматривает привлечение должностных лиц к ответственности за незаконное взимание платы за информацию. Возможна жалоба в прокуратуру.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 13.28. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
2. Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. - На необоснованные расценки можно также попробовать подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу, на том основании, что государственный орган злоупотребляет своим монопольным положением на рынке оказания платных услуг по предоставлению имеющейся у него информации.
Источник: Консультант+
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120862
Комментариев нет:
Отправить комментарий