среда, 27 июля 2016 г.

Использование смешанного документооборота при регистрации актов гражданского состояния


Темпы расширения сферы применения электронных документов в государственном управлении лично меня начинают пугать :) Сосем недавно, в апреле 2015 года, вступили в силу новые положения, введенные федеральным законом от 31 декабря 2014 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»», которые предоставили возможность гражданам подавать заявления в органы ЗАГС в электронной форме через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также составлять акты гражданского состояния в форме электронного документа (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/01/blog-post_34.html ).

И вот теперь федеральный закон от 23 июня 2016 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»» полностью меняет правила работы органов ЗАГС. С 1 января 2018 года в силу вступят новые положения, предусматривающие:
  • Использование смешанного документооборота при регистрации актов;

  • Освобождение субъектов РФ от обязанности хранить записи актов гражданского состояния в форме электронных документов (ст.4 п.2) и регулировать этот вопрос региональным законом;

  • Создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (по этому вопросу будет отдельный пост – Н.Х);

  • Изменение порядка хранения книг государственной регистрации актов и перевода их в электронную форму (об этом я также планирую написать отдельно – Н.Х).
Ключевым является изменение порядка государственной регистрации актов гражданского состояния (ст.6).
Статья 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния

Было: 2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Стало: 2. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Мой комментарий: Таким образом, именно внесение записи в Единый государственный реестр ЗАГС будет считаться основным юридически значимым действием.

Одновременно закреплено право органов ЗАГС на получение необходимой для предоставления государственных услуг информации в государственных органах и организациях:
Статья 6. Государственная регистрация актов гражданского состояния

9. Органы записи актов гражданского состояния вправе получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Получение таких сведений органами записи актов гражданского состояния осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия. В случае осуществления указанного взаимодействия в электронной форме используются единая система межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия …
В статье 7 «Запись акта гражданского состояния» теперь предусмотрено использование смешанного документооборота вместо чисто бумажного.
Было: 2. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах на бумажном носителе.

Стало: 2. Запись акта гражданского состояния составляется на русском языке в форме электронного документа и на бумажном носителе.
Соответственно, это сразу приводит к тому, что в законе регламентируется порядок составления записей как на бумажных носителях, так и в электронном виде, - но порядок их подписания различается. Если на бумажном документе требуется наличие двух подписей, включая подпись заявителя, то в электронном виде собираются обойтись одной усиленной квалифицированной подписью руководителя органа ЗАГС.

Запись акта гражданского состояния (п.3 ст. 7)
На бумажном носителеВ форме электронного документа
Прочитывается и подписывается заявителем и руководителем органа записи актов гражданского состояния или уполномоченным им работником органа ЗАГС, скреплена печатью органа записи актов гражданского состоянияПодписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя органа ЗАГСили уполномоченного им работника органа записи актов гражданского состояния

Мой комментарий: С моей точки зрения, в данном случае эти два документа не равнозначны, поскольку на электронном документе отсутствует документальное подтверждение волеизъявления гражданина.

Записи актов гражданского состояния на бумажных носителях будут оформляться в одном экземпляре (п.2,4 ст.7). В случае утраты, порчи, в других случаях отсутствия возможности использования свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (п.1 ст.9) орган ЗАГС по месту жительства или пребывания заявителя выдаст ему повторное свидетельство на основании соответствующей записи акта гражданского состояния, содержащейся в Едином государственном реестре ЗАГС.

Источник: Консультант плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=200018

Комментариев нет:

Отправить комментарий