Совместным письмом Минобрнауки России № НТ-664/08 и Общероссийского профсоюза образования N 269 от 16 мая 2016 года распространены «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей».
В нем сообщается, что в связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета РФ 23 декабря 2015 г. под руководством Президента РФ В.В. Путина.
По итогам заседания Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ было поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.
Был проведен анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа было выявлено:
- Избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой;
- Отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе;
- Применение нерациональных и/или морально устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного документооборота);
- Дублирование бумажных и электронных форм документов и информации;
- Принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.
Мой комментарий: Как мне кажется, этот «намек» вряд ли поможет… Что помешает администрации «добровольно-принудительно» перекладывать эти обязанности на рядовых учителей – тем более, что в ряде случаев это делается по объективным причинам (отдельные ставки для ведущих сайты сотрудников, например, не выделяются, а для такой работы тоже нужна определенная квалификация – и угадайте, у кого она есть?).
Учитель должен иметь утвержденные рабочие программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации образовательных программ. Их участие в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.
В соответствии с квалификационными характеристиками должностей работников образования, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761-н, должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Помимо этого, при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в их обязанности формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.
В письме обращается внимание, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, - и исключительно на добровольной основе с его письменного согласия.
Для устранения избыточной отчетности и документооборота рекомендуется:
- Актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения, с определением ответственных должностных лиц;
Мой комментарий: Не очень понятно, как разработка и утверждение номенклатур дел приведет к устранению избыточной отчетности. Более того, в большинстве школ вряд ли имеются специалисты по делопроизводству, способные грамотно разработать номенклатуру дел. - Исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях;
Мой комментарий: Не всё то, что звучит красиво, является действительно разумным. Иногда дублирование позволяет получить «лучшее от обоих миров» - сочетать удобство работы с электронными документами и беспроблемность длительного хранения бумажных документов. - Провести мониторинг официальных сайтов школ, актуализировать информацию. Реализовать информационные и обучающие мероприятия для лиц, ответственных за работу с сайтами, информацией и документами (Это должны сделать органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования);
- Реализовать меры по исключению собственных запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя автоматизированные средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных систем с «персональными кабинетами» для снижения информационной нагрузки (Это должны сделать органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредители школ);
- Исключить запросы информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных порядком ее проведения (Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, администрации школ).
Мой комментарий: Аттестационным комиссиям всегда будет проще получать информацию от учителей «на блюдечке с голубой каемочкой», чем собирать её самим (к тому же рискуя дополнительными конфликтами с аттестуемыми в связи с недостоверностью информации), так что наивность нашего Минобрнауки просто поражает.
В письме также сообщается, что на федеральном уровне принимаются следующие меры:
- В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 671-р, осуществляется модернизация отраслевой статистики: вместо 5 первичных форм, собираемых в настоящее время, и 11 формируемых на их основе сводных форм предполагается сбор только двух, включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.
- Минобрнауки России приняты изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования в части снижения числа обязательных разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трех;
- Реализуется перевод государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в электронный вид и внедрение рискориентированного подхода при осуществлении государственного контроля для снижения административной нагрузки на образовательные организации;
- Минобрнауки России направлены письма в федеральные органы исполнительной власти с предложением исключить запросы от образовательных организаций информации и документов, которые в соответствии с законодательством размещены в открытом доступе.
Мой комментарий: Как мне кажется, до тех пор, пока результаты работы школ будут оцениваться по количеству и объемности отчетности, шансов сократить бюрократическую карусель будет немного…
Источник: Консультант Плюс
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=199112
Комментариев нет:
Отправить комментарий