Федеральный закон от 2 марта 2016 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» вступил в силу 13 марта 2016 года.
На своем блоге я рассказывала о ходе подготовки и рассмотрения данного законопроекта (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/02/blog-post_18.html , http://rusrim.blogspot.ru/2015/02/blog-post_19.html, http://rusrim.blogspot.ru/2015/10/2015.html)
Упоминание о документах по личному составу убрано из статьи 22 «Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение». Вместо этого закон дополнен отдельной новой статьей 22_1 «Сроки временного хранения документов по личному составу».
Весь массив документов по личному составу разбит на три группы:
- Документы по личному составу, созданные до 2003 года;
- Документы по личному составу, созданные начиная с 2003 года,
- Документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, начиная с 2003 года,
Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»Остальные документы по личному составу (документы, созданные до 2003 года и документы о государственной службе, не являющейся государственной гражданской службой, созданные после 2003 года) будут храниться в течение 75 лет со дня создания.
Статья 22_1. Сроки временного хранения документов по личному составу
2. Документы по личному составу (за исключением документов, указанных в части 3 настоящей статьи), созданные начиная с 2003 года, хранятся:
1) в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, - в течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
2) в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, - с даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;
3) в иных организациях - не менее 50 лет со дня создания.
При рассмотрении законопроекта одновременно во втором и третьем чтении на заседании Государственной Думы 17 февраля 2016 года вопросов от депутатов по нему не было (это означает, что думцы не осознавали возможных последствий принятия закона).
Мой комментарий: Обращу внимание на несколько моментов:
- Авторы закона подчёркивали, что уменьшение сроков хранения документов по личному составу позволит снизить затраты организаций. Они, однако, постарались не привлекать внимание к тому факту, что экономия станет реальностью лишь начиная с 2054 года - именно тогда истечет срок хранения первой партии документов, которым установлен сокращённый срок хранения в 50 лет;
- У меня вызывает сомнения установление неодинаковых сроков хранения для документов граждан, проходящих государственную службу, не являющейся государственной гражданской службой, и для всех остальных трудящихся нашей страны. Если более длительное хранение документов госслужащих действительно имеет смысл, то не значит ли это, что прочих граждан ставят при этом в менее выгодное положение?
- По всем документам государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, после истечения срока хранения предусмотрено проведение экспертизы ценности документов.
- В отсутствие разъяснительной работы (которую никто пока не планирует!) обязательно найдутся «умники», которые начнут уже завтра уничтожать старые кадровые документы – и вряд ли будут серьёзно за это наказаны. Работники же вполне могут получить в результате меньшие пенсии, чем положено…
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194693
http://transcript.duma.gov.ru/node/4425/
В связи с выходом данного закона, мне непонятно, что делать с описями и делами за 2003-2012 годы, которые уже обработаны и прошли ЭПК. В описях стоит в определенной графе 75 лет и на всех делах тоже. Переделывать описи, зачеркивать на делах срок хранения? или все оставить как есть, но при этом помнить, что срок хранения другой?
ОтветитьУдалитьИ еще, Уважаемая Наталья Александровна, не очень поняла Ваш третий комментарий про экспертизу ценности, если можно, то поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду, говоря о всех документах проходящих экспертизу ценности.
С уважением, Елена
Насчет «помнить, что срок хранения другой»: через 50 лет никто уже не вспомнит (и даже пытаться не будет), почему этим документам был поставлен срок хранения 75 лет, а не 50. Если таких документов в организации много, лучше, с моей точки зрения, в документах срок хранения исправить – причем не самовольно, а через решение руководства или экспертной комиссии (поскольку у организации может быть собственная заинтересованность в более длительном хранении таких документов).
УдалитьО том, что делась с уже составленными описями и оформленными делами, я бы рекомендовала посоветоваться с Вашим куратором в государственном/муниципальном архиве, если Вы являетесь источником комплектования.
По поводу третьего комментария: у нас не принято без дополнительного подтверждения уничтожать документы сразу после истечения сроков их хранения. Типовой процесс уничтожения предусматривает участие экспертной комиссии и руководителя организации, которые согласуют и утверждают акты на отбор к уничтожению – и в этот момент у них есть возможность ещё раз подумать, а нужно ли спешить с уничтожением данных документов?
В законе (ст.22_1) теперь явно установлено, что после истечения срока хранения 75 или 50 лет необходимо будет сначала провести экспертизу ценности и на ее основе принять решение. Организация может продлить срок хранения документов, если сочтет, что это в ее интересах.
Спасибо за ответ. Я не поняла Ваш комментарий именно потому, что в перечне 2010 г. стоит, кажется, после почти всего личного состава отметка ЭПК, что однозначно говорит о проведении экспертизы ценности, в том числе после окончания срока ведомственного хранения и с этой точки зрения закон ничего не изменил, он лишь уменьшил срок ведомственного хранения, но не процедуру работы с документами.
ОтветитьУдалитьНасчет посоветоваться с кураторами, они сами в раздумье что же делать, хотя в описях удобнее всего сделать сноску на закон, а вот в делах - да, наверное, надо будет переписывать (хотя мне, кажется, это не обязательно в организациях с большим объемом личного состава, если есть опись со сноской)
С уважением,Елена
Даже если процедура та же, одно дело, если она упомянута вскользь в Перечене (это не самый авторитетный для судьи документ, который к тому же содержит массу ошибок и противоречий с действующим законодательством), и совсем другое - если в законе :)
ОтветитьУдалитьУважаемая, Наталья!
ОтветитьУдалитьВыскажите свое экспертное мнения, вот по такому вопросу:
В "основном" перечне документов со сроками хранения, утвержденном приказом Минкультуры: для приказов об отпусках, заявлений о приеме на работу, графиков отпусков и т.д. установлен 5 летний срок хранения.
В ФЗ "Об архивном деле" в связи с изменениям для документов по личному составу (а это в соответствии с законом архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем) установлен сок хранения 50 лет ЭПК.
Закон "выше" приказа, получается вся выше перечисленная "макулатура" должна храниться 50 лет и при ликвидации организации поступать в архив.
Можно уже писать благодарность Росархиву или я что-то не до понимаю?
Определенная юридическая двусмысленность появилась, но не думаю, что на практике что-то изменится. Можно также напирать на то, что времянка короткого срока хранения не относится к числу архивных документов (это понятие определено очень туманно), и, следовательно, под закон "Об архивном деле" не подпадает. В общем, подождём судебной практики :)
УдалитьВ том то и дело, спишешь так времянку, затем придет какой-нибудь надзорный орган и впаяет представления на нарушения законодательства. Не хочется быть подопытной мышью(
УдалитьА по поводу архивных документов, то перечень так и называется "архивных документов" (то есть все документы теперь архивные), так что тут как раз все ясно - оно это и есть)
Добрый день, подскажите а документы по личному составу учащихся подпадает под действие закона 43-ФЗ? Их срок хранения тоже поменялся на 50 лет или по учащимся,абитуриентам, аспирантам остался тот же - 75 лет? Спасибо
ОтветитьУдалить