вторник, 15 марта 2016 г.

Закон о сокращении сроков хранения кадровой документации вступил в силу


Федеральный закон от 2 марта 2016 года № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» вступил в силу 13 марта 2016 года.

На своем блоге я рассказывала о ходе подготовки и рассмотрения данного законопроекта (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/02/blog-post_18.html , http://rusrim.blogspot.ru/2015/02/blog-post_19.html, http://rusrim.blogspot.ru/2015/10/2015.html)

Упоминание о документах по личному составу убрано из статьи 22 «Сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их передачи на постоянное хранение». Вместо этого закон дополнен отдельной новой статьей 22_1 «Сроки временного хранения документов по личному составу».

Весь массив документов по личному составу разбит на три группы:
  • Документы по личному составу, созданные до 2003 года;

  • Документы по личному составу, созданные начиная с 2003 года,

  • Документы по личному составу, образовавшиеся в связи с прохождением гражданами государственной службы, не являющейся государственной гражданской службой, начиная с 2003 года,
Срок хранения сокращен только для документов по личному составу, созданных начиная с 2003 года:
Федеральный закон от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

Статья 22_1. Сроки временного хранения документов по личному составу

2. Документы по личному составу (за исключением документов, указанных в части 3 настоящей статьи), созданные начиная с 2003 года, хранятся:

1) в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, выступающих источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами, - в течение 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

2) в государственных и муниципальных архивах, в которые поступают документы по личному составу ликвидированных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и негосударственных организаций, - с даты поступления и до истечения 50 лет со дня создания с проведением экспертизы ценности документов после истечения указанного срока хранения;

3) в иных организациях - не менее 50 лет со дня создания.
Остальные документы по личному составу (документы, созданные до 2003 года и документы  о государственной службе, не являющейся государственной гражданской службой, созданные после 2003 года) будут храниться в течение 75 лет со дня создания.

При рассмотрении законопроекта одновременно во втором и третьем чтении на заседании Государственной Думы 17 февраля 2016 года вопросов от депутатов по нему не было (это означает, что думцы не осознавали возможных последствий принятия закона).

Мой комментарий: Обращу внимание на несколько моментов:
  • Авторы закона подчёркивали, что уменьшение сроков хранения документов по личному составу позволит снизить затраты организаций. Они, однако, постарались не привлекать внимание к тому факту, что экономия станет реальностью лишь начиная с 2054 года - именно тогда истечет срок хранения первой партии документов, которым установлен сокращённый срок хранения в 50 лет;

  • У меня вызывает сомнения установление неодинаковых сроков хранения для документов граждан, проходящих государственную службу, не являющейся государственной гражданской службой, и для всех остальных трудящихся нашей страны. Если более длительное хранение документов госслужащих действительно имеет смысл, то не значит ли это, что прочих граждан ставят при этом в менее выгодное положение?

  • По всем документам государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, после истечения срока хранения предусмотрено проведение экспертизы ценности документов.

  • В отсутствие разъяснительной работы (которую никто пока не планирует!) обязательно найдутся «умники», которые начнут уже завтра уничтожать старые кадровые документы – и вряд ли будут серьёзно за это наказаны. Работники же вполне могут получить в результате меньшие пенсии, чем положено…
Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=194693
http://transcript.duma.gov.ru/node/4425/

8 комментариев:

  1. В связи с выходом данного закона, мне непонятно, что делать с описями и делами за 2003-2012 годы, которые уже обработаны и прошли ЭПК. В описях стоит в определенной графе 75 лет и на всех делах тоже. Переделывать описи, зачеркивать на делах срок хранения? или все оставить как есть, но при этом помнить, что срок хранения другой?
    И еще, Уважаемая Наталья Александровна, не очень поняла Ваш третий комментарий про экспертизу ценности, если можно, то поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду, говоря о всех документах проходящих экспертизу ценности.
    С уважением, Елена

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насчет «помнить, что срок хранения другой»: через 50 лет никто уже не вспомнит (и даже пытаться не будет), почему этим документам был поставлен срок хранения 75 лет, а не 50. Если таких документов в организации много, лучше, с моей точки зрения, в документах срок хранения исправить – причем не самовольно, а через решение руководства или экспертной комиссии (поскольку у организации может быть собственная заинтересованность в более длительном хранении таких документов).

      О том, что делась с уже составленными описями и оформленными делами, я бы рекомендовала посоветоваться с Вашим куратором в государственном/муниципальном архиве, если Вы являетесь источником комплектования.

      По поводу третьего комментария: у нас не принято без дополнительного подтверждения уничтожать документы сразу после истечения сроков их хранения. Типовой процесс уничтожения предусматривает участие экспертной комиссии и руководителя организации, которые согласуют и утверждают акты на отбор к уничтожению – и в этот момент у них есть возможность ещё раз подумать, а нужно ли спешить с уничтожением данных документов?

      В законе (ст.22_1) теперь явно установлено, что после истечения срока хранения 75 или 50 лет необходимо будет сначала провести экспертизу ценности и на ее основе принять решение. Организация может продлить срок хранения документов, если сочтет, что это в ее интересах.

      Удалить
  2. Спасибо за ответ. Я не поняла Ваш комментарий именно потому, что в перечне 2010 г. стоит, кажется, после почти всего личного состава отметка ЭПК, что однозначно говорит о проведении экспертизы ценности, в том числе после окончания срока ведомственного хранения и с этой точки зрения закон ничего не изменил, он лишь уменьшил срок ведомственного хранения, но не процедуру работы с документами.
    Насчет посоветоваться с кураторами, они сами в раздумье что же делать, хотя в описях удобнее всего сделать сноску на закон, а вот в делах - да, наверное, надо будет переписывать (хотя мне, кажется, это не обязательно в организациях с большим объемом личного состава, если есть опись со сноской)
    С уважением,Елена

    ОтветитьУдалить
  3. Даже если процедура та же, одно дело, если она упомянута вскользь в Перечене (это не самый авторитетный для судьи документ, который к тому же содержит массу ошибок и противоречий с действующим законодательством), и совсем другое - если в законе :)

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемая, Наталья!
    Выскажите свое экспертное мнения, вот по такому вопросу:
    В "основном" перечне документов со сроками хранения, утвержденном приказом Минкультуры: для приказов об отпусках, заявлений о приеме на работу, графиков отпусков и т.д. установлен 5 летний срок хранения.
    В ФЗ "Об архивном деле" в связи с изменениям для документов по личному составу (а это в соответствии с законом архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем) установлен сок хранения 50 лет ЭПК.
    Закон "выше" приказа, получается вся выше перечисленная "макулатура" должна храниться 50 лет и при ликвидации организации поступать в архив.
    Можно уже писать благодарность Росархиву или я что-то не до понимаю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Определенная юридическая двусмысленность появилась, но не думаю, что на практике что-то изменится. Можно также напирать на то, что времянка короткого срока хранения не относится к числу архивных документов (это понятие определено очень туманно), и, следовательно, под закон "Об архивном деле" не подпадает. В общем, подождём судебной практики :)

      Удалить
    2. В том то и дело, спишешь так времянку, затем придет какой-нибудь надзорный орган и впаяет представления на нарушения законодательства. Не хочется быть подопытной мышью(
      А по поводу архивных документов, то перечень так и называется "архивных документов" (то есть все документы теперь архивные), так что тут как раз все ясно - оно это и есть)

      Удалить
  5. Анонимный7 июля 2016 г., 8:41

    Добрый день, подскажите а документы по личному составу учащихся подпадает под действие закона 43-ФЗ? Их срок хранения тоже поменялся на 50 лет или по учащимся,абитуриентам, аспирантам остался тот же - 75 лет? Спасибо

    ОтветитьУдалить