суббота, 19 марта 2016 г.

Арбитражная практика: Жалобу на качество государственной услуги нужно оформлять правильно


Требования к рассмотрению жалоб существенно отличаются в зависимости от того, под какой закон оно подпадает (так, специальные требования и, что важно, наказания за нарушение порядка рассмотрения жалоб граждан на качество оказания государственных услуг существенно серьезнее, чем общие требования по закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). В этой связи установление применимого законодательства играет важную роль в некоторых судебных делах.

Арбитражный суд города Москвы в октябре 2014 года рассмотрел дело № А40-108873/2014, в котором Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по городу Москве в ЮЗАО сумело убедить суд в том, что оно имело право рассматривать жалобу на нарушение срока предоставления государственной услуги по правилам, установленным в федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Суть спора

В январе 2014 года ООО «Виктория Балтия» представило в отделение Управления Росреестра по г. Москве в ЮЗАО документы на государственную регистрацию перехода права собственности на объект. В январе и марте 2014 года обществом были представлены дополнительные материалы, и срок получения оформленных документов при подаче документов был установлен 4 апреля 2014 года.

8 апреля 2014 года обществом с нарушением срока был получен отказ в государственной регистрации. Общество в мае 2014 года подало в Управление жалобу на нарушение срока предоставления государственной услуги с просьбой признать действия сотрудника управления незаконными, нарушающими срок предоставления государственной услуги и направить документы в прокуратуру для привлечения его к административной ответственности.

Получив ответ на жалобу, общество посчитало его незаконным и обжаловано в суде.

Позиция Арбитражного суда города Москвы

Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд исходил из того, что в соответствии с п.2 ст.11.1 федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заявитель может обратиться с жалобой на действия органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо государственного служащего, в том числе в случае нарушения срока предоставления государственной услуги.

Суд отметил, что сведения, которые должна содержать жалоба, перечислены в п. 5 ст. 11.2 упомянутого закона и в п.3 «Правил подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 № 840. К данным сведениям относятся, в том числе, доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием / бездействием органа, предоставляющего государственную услугу.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ред. от 15.02.2016)

Статья 11.2. Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы

5. Жалоба должна содержать:

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц

3. Жалоба должна содержать:

г) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Суд отметил, что в обращении представителя общества отсутствовали доводы о несоответствии нормам действующего законодательства, в связи с чем указанное обращение не было признано Управлением соответствующим обязательным требованиям Постановления Правительства РФ № 840, и оно было рассмотрено в соответствии с федеральным законом от 2 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы, которые не предусматривают основания оставления ее без ответа, в связи с чем к отношениям в неурегулированной части подлежит применению Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Обращение представителя общества Управлением было рассмотрено, и ему был направлен мотивированный письменный ответ по вопросу.

Суд пришел к выводу о том, что письменное обращение было рассмотрено в течение предусмотренного законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» срока. В ответе на жалобу о нарушении срока предоставления государственной услуги был дан мотивированный ответ об отсутствии нарушения такого срока.

В результате суд оставил иск общества без удовлетворения.

Девятый арбитражный апелляционный суд в январе 2015 года оставил решение Арбитражного суда г. Москвы без изменения, а апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.

В кассационной инстанции дело не рассматривалось.

Мой комментарий: В данном случае, с моей точки зрения, общество ошиблось в выборе тактики. После получения ответа на свою жалобу ему нужно было обращаться не в суд, а в прокуратуру, которая контролирует исполнение законодательства о государственных услугах и имеет право принять решение о заведении дела об административном правонарушении. Прокуратура также подает иски в суд о привлечении должностных лиц к ответственности.

Ну а затем организация «не доработала» уже при подаче своей жалобы, не включив в нее установленные законодательным актом сведения.

Источник: Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации / Электронное правосудие по экономическим спорам
http://www.arbitr.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий