вторник, 24 февраля 2015 г.

Пенсионная реформа и информационные технологии


В последнее время публикации о том, что пенсионную систему России опять надо совершенствовать, просто заполонили просторы интернета.  Чаще всего они основаны на интервью тех или иных высокопоставленных чиновников, которые «вбрасывают» свежие идеи о том, как сократить расходы Пенсионного фонда, или, говоря попросту, как найти повод не платить пенсионерам заработанную ими пенсию.

19 февраля 2015 года в Правительстве РФ прошло совещание о ходе реализации стратегии развития пенсионной системы, по окончании которого министр труда и социальной защиты Максим Топилин на брифинге рассказал журналистам о том, какие идеи обсуждались.

В данном посте я остановлюсь на некоторых интересных моментах его интервью, где он говорит о том, как планируется инновационно использовать информационные технологии для лишения ряда россиян права на получение честно заработанных пенсий, - в частности для ограничения выплат работающим пенсионерам, имеющим высокие доходы.
Для справки: В «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р, по поводу выплаты пенсий работающим пенсионерам говорилось дословно следующее:

«В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предлагается предусмотреть её установление в более высоком размере за счет установления специального порядка перерасчета пенсионных прав. В перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы

Утвержденный тем же постановлением план-график подготовки проектов федеральных законов по реализации «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» содержал пункт 4, согласно которому Минтруд, совместно с другими ведомствами к марту 2013 года должен был создать механизм «по стимулированию граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявших решение отсрочить назначение пенсии, а также совершенствование механизмов индексации расчетного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера их заработной платы».
Мой комментарий: Отмечу, что сначала была сделана попытка приманить  пенсионеров «морковкой» – побудить их отказаться от получения пенсии сразу в обмен на туманные перспективы светлого пенсионного будущего. Поскольку большинство наших сограждан, судя по всему, с ума ещё не сошло и играть в азартные игры с государством не собирается, предпочитая получить свои деньги сейчас, начата проработка идеи о  принудительной отсрочке получения пенсий работающими пенсионерами. Вполне возможно, что «перспектива», о которой говорилось в Стратегии, может  наступить уже в следующем, 2016 году …

В отношении использования информационных технологий в пенсионном обеспечении г-н министр упомянул три момента:

Момент 1. Есть личный кабинет застрахованного лица на сайте Пенсионного фонда, где все граждане страны могут в любо момент «посмотреть, какие у него права накопились, посмотреть какой работодатель за него платил взнос» - или не платил.

Мой комментарий: Отмечу, что использовать данный сервис могут только граждане, которые зарегистрированы в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а их пока не очень много … Но даже если гражданин обнаружит, что работодатель за него не платит никаких взносов – он, с моей точки зрения, не имеет практически никаких рычагов воздействия  на ситуацию. Да, можно рискнуть своим рабочим местом и обратиться в прокуратуру, в трудовую инспекцию и т.д., но пока что, как мне кажется, нет реально работоспособных механизмов воздействия на  недобросовестных работодателей.

Момент 2. Механизмы принятия и реализации решений по ограничениям в выплатах пенсий работающим пенсионерам, имеющим высокий доход.

Министр сообщил, что система ограничений будет вводиться постепенно с 2016 года, но для этого необходимо перейти на ежемесячную отчётность для работодателей. В настоящее время работодатели отчитываются в Пенсионный фонд ежеквартально, а «чтобы следить постоянно за доходом, отслеживать доход в системе страхования, нужно иметь ежемесячную отчётность».
Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации:

Сразу хочу подчеркнуть, что это не должно быть дополнительной нагрузкой на работодателей. Сейчас мы эту систему отрабатываем, и это нам позволит в последующем приостанавливать выплату пенсий тем, у кого средний годовой доход… То есть мы будем смотреть постоянно в текущем режиме, какой доход. Если мы видим, что за предыдущий год миллион рублей, а мы будем это видеть в ежемесячном режиме, то будет приниматься решение о приостановке пенсии через месяц, когда мы увидим эту ситуацию. Такое предложение поддержано. Оно поддержано и представителями палат Федерального Собрания как идея. И мы будем готовить соответствующий законопроект. Это будет введено либо с 2016-го, либо с 2017 года, всё будет зависеть от настройки учёта.

Мы исходим из того, что это не коснётся большинства граждан, эта мера будет касаться высокооплачиваемых категорий граждан. 1 млн рублей – это 83 тыс. в месяц. По нашим расчётам, это коснётся порядка 220 тыс. человек. Это очень немного.
Дальше господин министр объяснил, зачем затевается вся эта возня:
Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации:

В чём ещё смысл? Мы исходим из того, что мы же ввели в прошлом году, с этого года – помните? – стимулирование более позднего выхода на пенсию. И в принципе людям будет выгодно, как мне представляется, не терять... А для тех людей, которые получают такие заработные платы, это будет дополнительным стимулом, чтобы не терять текущую пенсию, а просто отложить её. Это будет дополнительным стимулом, и в последующем они получат бо́льшую пенсию, как вы помните, с повышающими коэффициентами на один год, на два года, на пять лет. Там уже существенный прирост – 45%, если ты отложил до 65 лет. Поэтому такая позиция принята.
Мой комментарий: Вот здесь, с моей точки зрения, и зарыта собака. Правительство хочет заставить работающих пенсионеров добровольно отказываться от пенсий под угрозой потери их пенсионных накоплений. Согласно действующему законодательству, страховая пенсия гражданам назначается не из милости государства и Пенсионного фонда, а рассчитывается исходя из суммы тех взносов, которые поступили на личный пенсионный счет гражданина от его работодателей. Просто забрать эти деньги у работающих пенсионеров (вне зависимости от того, какую зарплату они получают), с моей точки зрения, незаконно,  и не случайно в выступлении министра употребляется оборот «приостановка пенсии». Но тогда Пенсионному фонду придётся невыплаченные деньги распределить на другие периоды жизни пенсионера, когда он уже не будет работать – и вот об этой «детали»  министр предпочёл помалкивать.

Момент 3.  Возможность передачи данных персонифицированного учета заинтересованным органам и организациям, например, банкам.
Максим Топилин, министр труда и социальной защиты Российской Федерации:

И вообще вся система индивидуального персонифицированного учёта была построена только для целей пенсионирования. Так и в законе записано. Мы давно понимаем, что для банков эти данные очень важны, чтобы иметь возможность получить не просто справку 2-НДФЛ, которая написана где-то на бумажке и ничего под собой, так сказать, не имеет. Это может быть просто липовая справка, это вводит в заблуждение соответствующие структуры, которые принимают решение об обоснованности выдачи кредита: есть у человека возможность платить или нет. А если банки увидят эти данные – безусловно, с согласия человека (человек приходит брать кредит и должен будет дать согласие на то, чтобы эти данные для этих целей ограниченным образом раскрыть), – тогда у банков появляется гораздо больше возможностей оценить, платёжеспособен человек или нет. Поэтому договорились о том, что такие поправки будут подготовлены в закон о персучёте. Это позволит определённым образом, с нашей точки зрения, двигаться по пути легализации в том числе, потому что человек должен будет понимать, что его при обращении за кредитом проверят по линии уплаты страховых взносов, и люди будут заинтересованы всё-таки в уплате страховых взносов.

Также есть другая тема, с которой мы сейчас столкнулись. Допустим, субъекты Российской Федерации формируют бюджеты обязательного медицинского страхования за неработающее население, а данных о том, сколько у них не работает, за сколько уплачиваются, не уплачиваются взносы, у них нет.  Нужно также иметь возможность, в соответствии естественно, с законом о персональных данных, чтобы субъекты в определённых целях, например, при формировании бюджетов ОМС, пользовались этими данными – уплачиваются страховые взносы за человека, не уплачиваются, где он работает, где он находится, находясь в трудоспособном возрасте. Поэтому вот эту тему мы тоже будем готовить с точки зрения законодательства. Это всё влияет на формирование бюджетов, на легализацию рынка труда, как нам представляется. Это тоже будет нами подготовлено в кратчайшие сроки, такие законы. Я думаю, что мы их должны будем принять уже в весеннюю сессию в Государственной Думе.
Мой комментарий: Данные инициативы вполне понятны – развитие «электронного правительства» и совершенствование системы государственного управления требует расширения сферы применения государственных бах данных и многократного использования содержащейся в них информации, в том числе персональных данных граждан, вне зависимости от того, для каких целей эти данные первоначально собирались. В данном случае опять потребуется вносить изменения в законодательство о персональных данных.

Мой комментарий: С моей точки зрения, любая попытка не платить законно заработанную пенсию, особенно в нынешней непростой обстановке – это диверсия, направленная на подрыв социально-политической стабильности общества, и подобные «реформаторы» на деле опаснее террористов. На днях Президенту уже пришлось ставить на место дюже экономных пареньков из РЖД, но вот деятели из Минтруда, в случае развития событий по худшему варианту, выговорами вряд ли отделаются, и их вполне может ждать длительный бесплатный трудовой отдых на свежем воздухе. В этом случае я бы к ним обязательно присоединила и всех тех думцев, которые готовы бездумно «штамповать» всё, что прислано из Правительства.

Народ у нас изобретательный. Лишний раз убедившись, что верить государству в вопросах пенсионного обеспечения не стоит, высокооплачиваемы пенсионеры (и не только они) постараюсь «уйти в тень» со своими зарплатами.

Более того, расходы на подобные инициативы по использованию ИКТ для выслеживание  слишком богатых пенсионеров, скорее всего, окажутся намного больше, чем полученная экономия. Министр назвал цифру: сейчас в нашей стране 220 тысяч работающих пенсионеров получают зарплату более 1 млн. рублей.. Средний размер пенсии в России в 2014 году ( http://360tv.ru/news/srednij-razmer-pensii-v-rossii-sostavil-108-tys--rublej-v-2014-godu-13779 ) составил 10,8 тысяч рублей. Таким образом, Пенсионный фонд теоретически может сэкономить порядка 29 млрд. рублей (менее полумиллиарда долларов – копейки по масштабам бюджета РФ). При этом, например, общие расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение на 31 декабря 2013 года составили 5250 млрд. руб. ( http://www.pfrf.ru/info/open_data/ ). Максимальная экономия (без учета затрат на ИКТ!) составит максимум полпроцента

Источник: Сайт Правительства Российской Федерации
http://government.ru/dep_news/16938/
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139981
http://www.pfrf.ru/info/open_data/ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий