вторник, 22 августа 2023 г.

Закон об обращениях граждан и Платформа обратной связи

Федеральный закон от 4 августа 2023 года №480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» уточнил ряд положений данного закона, которые, отмечу, готовились достаточно долго. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 года.

В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года от 1 марта 2020 года №Пр-354 (абзац четвертый подпункта 8 пункта 1) было предусмотрено внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих «использование единой цифровой платформы, функционирующей по принципу «одного окна» и располагающей механизмом обратной связи, для рассмотрения обращений граждан, поступающих в электронной форме».

Постановлением правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. №1802 было утверждено «Положение о проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения»(см.: http://rusrim.blogspot.com/2020/12/blog-post_9.html , http://rusrim.blogspot.com/2020/12/blog-post_10.html ).

В положении о проведении эксперимента было установлено, что обращения граждан, поступающие с использованием Единого портала, направляются и рассматриваются с соблюдением требований, установленных федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Однако в самом законе не было норм, позволяющих направлять обращения граждан через ПОС, что создавало правовую неопределённость.

Создание и внедрение ПОС осуществляет Минцифры России. ПОС реализована как подсистема федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В период с 12 ноября 2020 г. по 30 декабря 2022 г. проводился эксперимент по использованию Единого портала (ПОС) для направления гражданами обращений в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные обращения.

В пояснительной записке к законопроекту его авторы отмечали, что участниками эксперимента в 2022 году были:

  • 21 федеральный орган исполнительной власти;

  • Органы и организации из 84 субъектов Российской Федерации (более 2,4 тыс. региональных органов, более 18,1 тыс. муниципальных органов, более 68,1 тыс. организаций в сфере образования и здравоохранения).

За период проведения эксперимента через Единый портал (ПОС) было направлено порядка 10 млн. обращений:

  • за 2020 год - 62,8 тыс. обращений;

  • за 2021 год - 7,5 млн. обращений;

  • за период с 1 января по 1 июля 2022 года - порядка 2 млн. обращений (на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года).

Авторы законопроекта отметили, что «оценка текущих результатов эксперимента показывает востребованность Единого портала (ПОС) в качестве канала взаимодействия граждан и юридических лиц с государственными и муниципальными органами и организациями».

Новые положения закона закрепляют возможность направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, осуществляющим публично значимые функции государственным и муниципальным учреждениям, иным организациям и их должностным лицам обращений в форме электронного документа посредством Единого портала по завершении эксперимента.

В то же время самих изменений, с моей точки зрения, не очень много.

В статье 4. «Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе» термин «обращение гражданина» дополнено положением о том, что в форме электронного документа оно может направлено «в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба».

В статье 7. «Требования к письменному обращению» в чч.1 и 2 «письменное обращение» заменили словами «обращении в письменной форме» (зачем это сделано, непонятно, поскольку название самой статьи оставили в прежнем виде).

В 3 части этой же статьи уточнено, что гражданин должен указать либо адрес электронной почты (это уже было в законе ранее), либо использовать адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале

В статье 10 «Рассмотрение обращения» часть 4 дополнена нормой, что при направлении ответа его можно отправить не только по адресу электронной почты, но и «по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале при его использовании».

Обеспечение реализации новых положений Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в новой редакции) в отношении возможности направления в государственные органы, органы местного самоуправления, их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал) и направления указанными органами, организациями и их должностными лицами ответов на такие обращения по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета лица, направившего обращение, на Едином портале в случае, если указанными органами и организациями такая возможность не обеспечена до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется не позднее 1 января 2025 года.

Мой комментарий: У меня вызывает очень много вопросов как концепция Платформы обратной связи, так и её реализация. В законе о Платформе по-прежнему сказано очень мало.

Источник: Консультант Плюс / Сайт Государственной Думы
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=454052
https://sozd.duma.gov.ru/download/4CE22290-442D-41B4-9D60-4F2058EC188C

Комментариев нет:

Отправить комментарий