Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. №1802 было утверждено «Положение о проведении эксперимента по использованию федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для направления гражданами и юридическими лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на указанные сообщения и обращения».
Целями эксперимента являются (п.2):
- Формирование и апробация методических, организационных и технологических условий для обеспечения возможности использования Единого портала для направления гражданами и юридическими лицами в органы и организации сообщений и обращений, а также для направления такими органами и организациями ответов на них;
- Апробация новых подходов к организации работы по рассмотрению таких сообщений и обращений;
- Подготовка предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования отношений, связанных с рассмотрением сообщений и обращений граждан и юридических лиц.
В рамках проведения эксперимента с использованием Единого портала могут направляться (п.4):
- Сообщения - информация о необходимости решения актуальных для граждан и юридических лиц проблем, не адресованная в конкретные органы и организации, направленная гражданином в форме электронного документа при условии выбора гражданином способа подачи сообщения в порядке, не предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
- Обращения - предложение, заявление или жалоба, направленные в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в органы и организации в форме электронного документа.
Мой комментарий: Появляется новая сущность – «сообщение», и в эту категорию фактически попадает всё, что будет рассматриваться не по нормам закона об обращениях граждан. Боюсь, что инициаторы не в курсе того, что значительная часть обращений граждан у нас рассматривается не по 59-ФЗ, а по нормам и требованиям других федеральных законов.
Сообщения, направляемые гражданами и юридическими лицами с использованием Единого портала, не являются обращениями граждан в значении этого понятия, предусмотренного федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.5).
Обращения граждан и юридических лиц, поступающие с использованием Единого портала, направляются и рассматриваются с соблюдением требований, установленных федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п.6).
Направление сообщений и обращений гражданами и юридическими лицами с использованием Единого портала в рамках эксперимента осуществляется при условии (п.7):
- Регистрации гражданина и юридического лица в единой системе идентификации и аутентификации;
- Дачи согласия гражданином на обработку его персональных данных, а также сведений, касающихся его частной жизни, в целях рассмотрения сообщения или обращения по существу, подготовки и отправки ответа по поставленным вопросам.
Сообщения и обращения направляются (п.8):
- Через электронные формы Единого портала, размещенные на официальных сайтах органов и организаций;
- Личные кабинеты гражданина и юридического лица на Едином портале;
- Мобильное приложение Единого портала.
Сообщения и обращения проходят предварительную проверку и автоматически направляются для исполнения (п.9):
- в орган или организацию с использованием Единого портала;
- в региональную ГИС субъекта РФ, обеспечивающую прием, обработку и рассмотрение сообщений и обращений граждан и юридических лиц.
при условии передачи сведений о поданных сообщениях и обращениях, статусах и результатах их рассмотрения в личный кабинет гражданина и юридического лица на Едином портале.
Обработка сообщений и обращений производится в личных кабинетах органов и организаций на Едином портале или в региональной ГИС субъекта РФ (п.10), при условии передачи сведений о поданных сообщениях и обращениях, статусах и результатах их рассмотрения на Единый портал.
Личные кабинеты органов и организаций создаются на Едином портале оператором Единого портала в соответствии с соглашениями о взаимодействии с субъектами РФ - участниками эксперимента (п.11).
Сообщения и обращения, прошедшие этап предварительной проверки, поступают на автоматизированное рабочее место сотрудника органа или организации, ответственного за их координацию (п.12).
Мой комментарий: Теперь появляется новая должность – «ответственный за координацию» :)
Ответственный за координацию сотрудник (п.13):
- Принимает сообщение или обращение к исполнению; или
- Назначает исполнителя, после чего сообщение или обращение автоматически переходит на автоматизированное рабочее место исполнителя;
- Может направить сообщение и обращение в подведомственный орган или организацию, в неподведомственный орган или организацию. При этом гражданин и юридическое лицо получают уведомление посредством Единого портала.
Сообщение и обращение считаются зарегистрированными после присвоения им регистрационных номеров, которые выдаются автоматически в момент их подачи гражданином и юридическим лицом посредством Единого портала (п.15).
Подготовка ответа на сообщения и обращения осуществляется уполномоченными исполнителями органов и организаций в сроки, не превышающие 30 календарных дней или 10 календарных дней для отдельных категорий сообщений и обращений, обрабатываемых в ускоренном порядке (п.16).
То, какие сообщения и обращения рассматриваются в ускоренном режиме, определяется (п.17):
- Правовым актом субъекта РФ;
- Ведомственным актом федерального органа исполнительной власти;
- Приказом руководителя Фонда обязательного медицинского страхования.
Мой комментарий: Меня смущают сроки рассмотрения – они отличаются от тех, что установлены в Законе об обращениях граждан.
Гражданин и юридическое лицо уведомляются о статусах обработки поданных сообщений и обращений с использованием Единого портала (п.18).
Ответы на сообщение и обращение подписываются простой электронной подписью уполномоченного исполнителя органа или организации, и направляются гражданину и юридическому лицу посредством Единого портала (п.19).
Отдельные вопросы, не урегулированные Положением, в том числе порядок межведомственного информационного взаимодействия при рассмотрении сообщений и обращений, регулируются соглашениями о взаимодействии с субъектами РФ- участниками эксперимента и (или) регламентами работы с сообщениями и обращениями граждан и юридических лиц, поданными посредством Единого портала, определяемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (п.20).
Мой комментарий: Как мне кажется вопрос об использовании Единого портала для организации работы с обращениями граждан продуман недостаточно, поскольку в этой достаточно сложной работе очень много нюансов и «подводных камней», без учёта которых организовать качественно работу с обращениями будет весьма проблематично.
Кроме того, я так и не поняла, в чем заключается выгода для государственных органов вести эту работу через Единый портал.
Источник: Консультант Плюс / сайт Правительство РФ
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=367943
http://government.ru/news/40862/#pp1802
Комментариев нет:
Отправить комментарий