пятница, 18 августа 2023 г.

Минфин дал разъяснения по поводу сроков хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества

Департамент налоговой политики и департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов отметили, что согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Документы, образующиеся в деятельности организации, в том числе первичные учетные документы, могут храниться не только на бумажных носителях, но и в виде электронных документов.

Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 НК РФ для целей налогообложения прибыли организаций в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включаются, в том числе, суммы начисленной амортизации. При этом сумма амортизации определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном главой 25 НК РФ, исходя из первоначальной стоимости амортизируемого имущества и срока его полезного использования.

Поэтому ведомство считает, что срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества, должен исчисляться с момента завершения начисления амортизации в налоговом учете.

Для справки: Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество:

  • Списано с учета (при продаже, ликвидации и т. д.);

  • Полностью самортизировано;

  • Временно выбыло из состава амортизируемого имущества.

Мой комментарий: Логика Минфина проста и понятна: срок хранения начинает отсчитываться с того момента, когда первичный учетный документ перестаёт использоваться для исчисления амортизации. Учитывая, что некоторые основные средства могут использоваться организациями десятилетиями, то и срок хранения первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости амортизируемого имущества может растянуться на десятилетия, а то и столетия, - а потом нужно подождать ещё пять лет, и их можно уничтожать :)

А теперь взглянем, что о сроках хранения первичных учетных документов говорит Перечень типовых управленческих архивных документов.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. приказом Росархива от 20.12.2019 г. №236

277. Первичные учетные документы и связанные с ними оправдательные документы (кассовые документы и книги, банковские документы, корешки денежных чековых книжек, ордера, табели, извещения банков и переводные требования, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты, переписка) - 5 лет При условии проведения проверки; при возникновении споров, разногласий сохраняются до принятия решения по делу

323. Документы (протоколы, акты, справки, расчеты, ведомости, заключения) о переоценке, определении амортизации, списании основных средств и нематериальных активов - 5 лет
После выбытия основных средств и нематериальных активов
Акты списания федерального недвижимого имущества – Постоянно

Мой комментарий: Это наглядный- и, к сожалению, достаточно типичный - пример ситуации, когда сроки хранения в Перечне установлены не совсем корректно. По-хорошему, в Перечне должно быть разъяснено, что первичные документы могут иметь более длительные сроки хранения, чем пять календарных лет.

Источник: Гарант
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407243424/?ysclid=lk5fugwbh8715672516

Комментариев нет:

Отправить комментарий