понедельник, 29 января 2018 г.

Утверждены «дорожные карты» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»


На заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 18 декабря 2017 года были утверждены «дорожные карты» по направлениям программы «Цифровая экономика Российской Федерации», в том числе «План мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»».

Во вступительном слове на заседании Правительственной комиссии Председатель Правительства Дмитрий Медведев отметил, что «в поисках правильных и перспективных решений мы должны опираться на мнения экспертов, и основной запрос должен поступать от бизнеса, естественно, при поддержке государства».

При разработке планов по реализации программы «Цифровая экономика» ведущими российскими компаниями была создана специальная автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика». Ее задача – координировать деятельность бизнеса, научного сообщества, общественных объединений, и именно на такой площадке определяться с тем, какие государственные решения требуются, какие условия нужно ещё создать для динамичного развития разных секторов цифровой экономики.

Были созданы центры компетенций по пяти ключевым направлениям: «Нормативное регулирование», «Кадры и образование», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Информационная инфраструктура» и «Информационная безопасность».

Мой комментарий: В рамках АНО «Цифровая экономика» работа ведется рабочими группами и центрами компетенций (см.: https://data-economy.ru/regulation ), но исполнение планов возложена на центры компетенций.

За три месяца центры компетенций обеспечили подготовку планов на своих площадках с привлечением довольно широкого круга экспертов. Медведев отметил, что «в работу были вовлечены более 15 органов исполнительной власти, свыше тысячи экспертов и 200 компаний». Планы предусматривают более 1,5 тыс. мероприятий.

План «Нормативное регулирование» предусматривает разработку в ближайшие три года более 50-ти проектов нормативных актов, «направленных на создание правовых условий для развития современных технологий и их внедрения в экономику».

Д.А. Медведев остановился на одном важном моменте – движение вперед должно идти уже сейчас, нельзя ждать, пока будут разработаны и приняты новые нормативные акты.
Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседание Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, 18 декабря 2017 года

В то же время мы не должны обмануть сами себя, когда мы будем готовить три года нормативные акты и у нас никакого движения вперёд не будет. Нормативные акты важны, но ещё важнее решения и действия, которые мы предпринимаем. Тем более что большинство стран действует тоже в свободной плоскости, когда практика опережает нормотворчество. И нам нужно из этого исходить, иначе мы затормозим развитие цифровой экономики до того момента, пока в течение трёх лет не подготовим все эти нормативные акты. Что же мы в это время работать не будем, что ли? Поэтому это важное направление, подчёркиваю, но не нужно преувеличивать ценность собственно нормотворческой работы.
На брифинге по завершении заседания министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров сообщил, что утверждённые планы мероприятий в целом требуют финансирования в объёме около 520 млрд. рублей, из них около 150 млрд. рублей – это бюджетное финансирование, из которого уже предусмотрено около 50 млрд.; Планируется и достаточно серьёзное внебюджетное финансирование в объёме более 300 млрд. рублей - это средства крупнейших компаний и предприятий отрасли, которые так или иначе будут направлены на реализацию данных мероприятий.

Планы мероприятий будут корректироваться как минимум раз в год, а может быть, даже чаще. Никифоров подчеркнул, что «основную задачу здесь выполняют именно предприятия, сама индустрия. Это не программа, реализуемая министерствами или ведомствами, как в традиционном смысле мы привыкли воспринимать государственные или федеральные целевые программы. Программа «Цифровая экономика» действительно сильно отличается. Здесь во главе угла стоят интересы индустрии, тех компаний, чьими руками и создаётся преимущество, лидерство Российской Федерации в эту новую цифровую эпоху».

Мой комментарий: На моей памяти такого масштабного привлечения к разработке планов представителей экспертного сообщества и бизнеса еще не было. Созданы органы управления, однако здесь ключевым является вопрос о том, кто все эти планы будет реализовывать - особенно в том, что касается планов по совершенствованию законодательно-нормативной базы.

Согласно идеологии программы, планы должны реализовываться самими компаниями. Но если для ряда направлений это достаточно логично, то всё, что связано с законодательно-нормативным регулированием, не так просто, как кажется. Да, все заинтересованные стороны представили в центр компетенции свои предложения, но от идеи до текста закона или нормативно-правового акта – дистанция огромного размера.

О том, как собираются менять законодательство и кто взял на себя эту нелегкую обязанность, я планирую подготовить отдельные посты.

Источник: сайт Правительства Российской Федерации / сайт АНО «Цифровая экономика»
http://government.ru/news/30636/
https://data-economy.ru/organization

1 комментарий:

  1. Если хоть специалистов наняли нормальных, раз деньги будут, а то все хорошее опять закончится очередным распилом, блатными фирмами и бездарями, которые сделают неработающие продукты, аля портал госуслуг и МЭДО, но громко отчитаются.

    ОтветитьУдалить