Данная статья Джона Шеридана (John Sheridan – на фото) была опубликована 16 ноября 2017 года на блоге Национальных Архивов Великобритании под заголовком «Digital archiving: disrupt or be disrupted?».
Мой комментарий: На ту же тему см. также посты https://rusrim.blogspot.ru/2017/03/blog-post_9.html и https://rusrim.blogspot.ru/2017/03/blog-post_31.html
Экономист Йозеф Шумпетер (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шумпетер,_Йозеф ) популяризировал термин «созидательное разрушение» (creative destruction), формулируя теорию о том, что технологические достижения делают устаревшими не только отдельные методы и практики, но и целые философии, отрасли и образы жизни.
Мы можем найти подтверждения этой идеи в исторических документах: например, мы можем проследить, как на появление вычислительной техники повлияло развитие управляемых перфокартами ткацких станков в 18-19 веках. В ходе промышленной революции ткачи обнаружили, что их отрасль и образ жизни были разрушены передовыми технологическими достижениями.
Фонд департамента демобилизации и расселения Министерства труда Великобритании. Ручное ткачество, 1918-1919
Что «созидательное разрушение» может означать для архивной практики, когда мы размышляем над проблемой электронных документов? Что нужно архивистам делать, чтобы избежать участи стать ненужными вследствие необузданных технологических изменений?
Один из возможных вариантов заключается в том, чтобы оставить проблему электронной архивации представителям другой профессии или же положиться на то, что иные, нового вида учреждения по сохранению культурно-исторической памяти сумеют разобраться, как осуществлять архивацию электронных материалов. Однако мы в Национальных Архивах Великобритании считаем, что именно архивисты лучше всего готовы для курирования и поддержания электронных архивов, при условии, что мы принимаем радикальные, порывающие с традициями инновации (дополнительные сведения о наших планах - и нашем намерении поддерживать революционные новшества – Вы можете найти в нашей электронной стратегии, см. http://www.nationalarchives.gov.uk/about/our-role/plans-policies-performance-and-projects/our-plans/digital-strategy/ ).
Существует веские аргументы в пользу того, что электронные архивы, созданные на основе таких сложившихся архивов, как наши, лучше всего способны развить новые возможности, необходимые для обеспечения долговременной сохранности электронных документов.
Ниже перечислены три основные причины этого.
1. Мы уже пользуемся доверием
Мой комментарий: На фото справа регулятор «доверие» выведен на максимум :)
Есть веские основания доверять обеспечение долговременной сохранности электронных документов сложившимся, зарекомендовавшим себя архивам. У нас есть проверенная временем институциональная приверженность делу успешного сохранения уникальных, ценных и хрупких материалов, одновременно делая их доступными для общественности. У нас также существует сильная традиция обеспечения аутентичности и документирования происхождения и истории (provenance) наших коллекций.
Наш послужной список дает нам «капитал доверия», который в противном случае было бы трудно заработать и на который электронный архив может опереться. Культура, практика и заслуженная ценой больших усилий репутация сложившегося архива придают легитимность тем электронным архивам, которые мы создаем и поддерживаем. Это ключевой элемент для обоснования тех прав и привилегий, в которых мы нуждаемся для того, чтобы делать те необычайные вещи, которые нужны для обеспечения долговременной сохранности электронных документов в условиях постоянно сменяющих друг друга поколений технологий.
2. Перспектива долголетия
Работа архивов - это не сиюминутная оперативная деятельность. Мы являемся давно сложившимися учреждениями, управляющими коллекциями, которые общество и государство считают важными и уже хранят в течение сотен лет.
Возраст наших старейших документов достигает почти тысячи лет. Национальные Архивы Великобритании появились в результате принятия в 1838 году первоначальной редакции «Закона об Управлении государственных документов» (Public Record Office Act) с целью обеспечения «безопасного хранения государственных документов». Соответствующее законодательство и архивная практика со временем эволюционировали, но мы 179 лет спустя по-прежнему являемся хранителями государственных документов. Применяя байесовский подход (см. Википедию, https://ru.wikipedia.org/wiki/Теорема_Байеса ), этот послужной список означает, что вероятность дальнейшего существования архивной коллекции и сохраняющего её учреждения сравнительно велика - намного выше, чем при любом альтернативном варианте. Существует очень хорошая перспектива того, что физическая коллекция и обеспечивающее её сохранность учреждение выживут в будущем - и электронный архив может опереться на эту перспективу долголетия.
3. Способность изменяться
За годы Национальные Архивы выросли и изменились, так же как изменились и наши представления о том, как должна выглядеть «доступность». Успехи в области консервации и реставрации изменили нашу практику и наши стандарты, поскольку мы выбираем наилучшие способы сохранения нашей коллекции. Могут смениться кадры, измениться местоположение и соответствующее законодательство, однако наша главная задача и твёрдая решимость обеспечить сохранность государственных документов стали частью ДНК нашего учреждения и остаются неизменными от поколения к поколению.
Мы не просто привержены – мы увлечены делом обеспечения сохранности государственных документов. Однако мы понимаем, что, по мере того, как мы будем продолжать эту работу на протяжении 21-го века, нам придётся адаптироваться к меняющимся потребностям государственных учреждений и ведомств в области электронной сохранности.
Хорошей новостью является то, что для нас в этом нет ничего нового: мы привыкли меняться. Нам знакома эволюция документов (например, от писем к телеграммам, к телексам, затем к факсам и к электронной почте). В своей работе мы принимаем и учитываем неизбежные и непрекращающиеся изменения в государственных структурах, в законодательстве и в повседневной практике деловой деятельности.
Лицом к лицу с непрерывными изменениями
Все эти факторы говорят в нашу пользу при условии, что мы понимаем, что какой-то разовой адаптации недостаточно, и нам необходимо настроиться на постоянно идущие перемены.
Любая создаваемая нами система обеспечения электронной сохранности имеет строго временный характер. Технологии изменяются настолько быстро, что любая сконструированная нами система рано или поздно обязательно устареет. Когда это произойдет, у нас должна быть возможность извлечь хранящиеся в ней документы в неизменном и неповрежденном виде. Коллекции электронных документов должны быть способны пережить последовательную смену поколений обеспечивающих их сохранность систем, которые сами по себе сохранению не подлежат.
Инновационный архив должен быть способен постоянно адаптироваться и эволюционировать, изучая условия электронной среды, в рамках которой он работает и понимая, как меняется этот ландшафт. Он должен постоянно принимать разумные решения на основе предельно четкого понимания ситуации.
Или, говоря словами Красной Королевы (она же Королева Червей) из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье», ( https://en.wikipedia.org/wiki/Red_Queen_(Through_the_Looking-Glass) ): «Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее!»
Мы намерены продолжать бежать и внедрять порывающие со старыми традициями инновации. Мы продолжаем принимать непростые решения о том, как максимальной эффективно использовать наш самый строго ограниченный ресурс - и это, конечно же, деньги, - в электронном мире, который не станет ради нас останавливаться в своём развитии.
Сейчас интересное время для того, чтобы быть архивистом.
Джон Шеридан (John Sheridan)
(Продолжение следует. Во второй части поста читайте комментарии специалистов на статью Шеридана, см. http://rusrim.blogspot.ru/2018/01/2.html )
Источник: Блог Национальных Архивов Великобритании
http://blog.nationalarchives.gov.uk/blog/digital-archiving-disrupt-or-be-disrupted/
Интересно !
ОтветитьУдалить