среда, 14 июня 2017 г.

Риск-ориентированнный подход к проведению камеральных проверок налоговых деклараций


Федеральная налоговая служба (ФНС) в письме от 26 января 2017 г. № ЕД-4-15/1281@ направила рекомендации по проведению, с применением риск-ориентированного подхода, камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса и подпадающие под понятие «налоговая льгота».

ФНС считает, что при проведении камеральных налоговых проверок целесообразно учитывать совокупность следующих факторов:
  • Уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2» (СУР);

    Для справки: Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» – это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков – юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий (см.: http://taxslov.ru/19/n19_30.htm )

  • Результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.
Необходимо истребовать у проверяемого налогоплательщика пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы, на которые он вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов; а также перечень и формы типовых договоров, применяемых им при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном реестре, налоговому органу следует истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот. Под документами понимается комплект документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот по отдельным операциям.

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении № 2 «Порядок определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций». При этом не менее 50% от объема документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

В зависимости от уровня налогового риска (высокий, средний, низкий) по данным СУР объем документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций, устанавливается от 40 до 5% соответственно, но не более 500 документов. В случае, если количество документов, подтверждающих совершение операций, по которым применена налоговая льгота по определенному коду операции, составляет менее 30, они истребуются в полном объеме.

При непредставлении налогоплательщиком реестра или при представлении его не по рекомендуемой форме (в случае невозможности идентификации подтверждающих документов, невозможности их соотнесения с используемыми льготами, невозможности выполнения требований настоящего письма, неуказания в реестре суммы операции) истребование документов производится без использования риск-ориентированного подхода.

При наличии в налоговом органе сведений, свидетельствующих о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям, налоговому органу необходимо истребовать документы, подтверждающие правомерность применения льгот по указанным операциям.

Мой комментарий: Разъяснения ФНС показывает, как меняется стиль работы налоговой службы. Она не пытается охватить всё, а сосредотачивает свое снимание на тех операциях, где наиболее вероятны нарушения - при этом предварительную оценку налогоплательщику дает информационная система управления рисками «СУР АСК НДС-2».

Также обращают на себя внимание явные ограничение по количеству документов, которые может запросить налоговый орган при проведении проверки – не более 500 по определенному коду операции.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=211772

Комментариев нет:

Отправить комментарий