пятница, 23 июня 2017 г.

Ответы на вопрос: Использование печатей в коммерческих организациях


Вопрос: Не могу нигде в источниках найти регламент простановки печати на документах, в частности на письмах. Т.е. мне известно, что обычно печати ставятся на гарантийные письма, письма в налоговые органы, о расторжении договоров. Но где это четко прописано, и прописано ли вообще, Я актуализирую регламент по печатям, и хотелось бы четко прописать, на какие документы не ставятся печати (счета-фактуры, например), а на какие ставятся, при этом не противореча нормативным документам.
Из «Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003»:

Оттиск печати в соответствии с ГОСТ заверяет подлинность подписи на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи.
….
Инструкция может иметь следующие разделы:
- перечень печатей, используемых в организации;
- места хранения и должности лиц, имеющих право пользования печатями;
- порядок пользования печатями.

Инструкция должна содержать также перечни документов, заверяемых гербовой печатью (печатью организации), печатью без воспроизведения герба или иной символики, печатью структурного подразделения.

На основании нормативных правовых актов и собственного опыта в организации составляется перечень наименований документов, заверяемых гербовой печатью (печатью организации), и перечни наименований документов по каждому структурному подразделению, заверяемых печатью соответствующего подразделения. В перечнях устанавливается, кто персонально и в каких случаях имеет право заверения подлинности подписи документа. Право иметь и пользоваться печатью следует фиксировать в положении о структурном подразделении.
Т.е. получается, что организация сама определяет перечень документов, на которые ставит печать? И о каких правовых актах идет речь?

Ответ: Всё гораздо интереснее - в настоящее время коммерческая организация сама определяет, будет ли у неё вообще печать, или нет.

Федеральным законом от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» для организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, отменена обязанность иметь печати, за исключением случаев, когда такая обязанность предусмотрена федеральным законом. Сведения о ее наличии должны содержаться в уставе организации (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2015/04/blog-post_65.html ).

После вступления в силу этого положения в различные нормативные акты вносились уточнения, устанавливающие, что печать на документы проставляется только при ее наличии (см. http://rusrim.blogspot.ru/2015/09/blog-post_61.html , http://rusrim.blogspot.ru/2015/09/blog-post_14.html, http://rusrim.blogspot.ru/2015/09/blog-post_23.html ), - но в основном в них речь шла о документах, которые организации должны были представлять в органы государственной власти.

Другие ведомства уточняли порядок работы с документами самой организации при отсутствии печати:
  • Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016 года № 352 внесены изменения в «Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 13 февраля 2014 года № 112.  С 3 мая 2016 года печать проставляется только при наличии на следующих документах: На дипломе и приложении к нему (п.14) и в книге регистрации выданных документов об образовании и о квалификации (п.26).

  • Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2016 года № 589н утверждены разъяснения по некоторым вопросам применения «Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225. Проставление печати на первой странице трудовой книжки, вкладыше в трудовую книжку осуществляется только при ее наличии (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2016/11/blog-post_71.html )

  • Приказом Министерства транспорта РФ от 30 ноября 2016 года № 367 внесены изменения в «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года № 473. Согласно правилам, на оборотной стороне дорожной ведомости делается запись, которая должна подтверждаться подписью отправителя (с указанием должности и фамилии), но с 6 января 2017 года заверять ее печатью отправителя нужно только при ее наличии. (см.: http://rusrim.blogspot.ru/2017/01/blog-post_23.html )
Как мне кажется, в настоящее время организациям стоит задуматься о том, каким образом они будут проверять у контрагентов официальное наличие или отсутствие печати. С эти связаны значительные риски при ведении деловой деятельности.

Вопрос: …И о каких правовых актах идет речь [в Методических рекомендациях]?

Ответ: Поскольку я не являюсь разработчиком методических рекомендаций, могу только предположить, что имеются в виду те самые нормативно-правые акты, в которых устанавливается требование о проставлении печати на тех или иных видах документов :)

Если вернуться к «классике», то:
  • Печать обычно ставилась на официальных документах (в первую очередь тех, что уходили во внешние организации – причем в былые времена печать не ставилась на бланки, но затем практика изменилась), договорах и т.п., особенно тогда, когда в форме присутствовало «место печати»

  • Печать ставилась и ставится с учетом обычаев делового оборота – особенно если Ваши контрагенты сомневаются и не хотят принимать в работу документы без печати. Если Вы на определенные виды документов испокон веку ставили печати, и для Вас такая практика не является обременительной – зачем её пересматривать? :)

  • Печать ставилась на документах, носящих церемониальный характер – например, на почётных грамотах, придавая им солидность.

  • Печати подразделений до сих пор нередко используются для заверения копий документов.

  • При хорошо налаженном делопроизводстве, должен быть утвержден порядок создания, использования, хранения и уничтожения печатей и штампов. Без этого доказательная сила печатей будет куда меньше.
Я бы рекомендовала посматривать «одним глазом» на старые правила и инструкции, в которых было сказано немало разумного про печати и их использование – и спокойно заимствовала бы из них те положения, которые Вас устраивают и не противоречат современному законодательству и интересам деловой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий