вторник, 20 июня 2017 г.

Мой доклад на круглом столе «Эпоха IT в архивной отрасли: проблемы сохранности и доступности электронных документов» в Ханты-Мансийске


Круглый стол «Эпоха IT в архивной отрасли: проблемы сохранности и доступности электронных документов» на IT-форуме в городе Ханты-Мансийске, прошедший 7 июня 2017 года, собрал архивистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Магнитогорска, Алтайского края, Ямала-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

На нём я выступала с докладом «Обеспечение долговременной сохранности пригодных к использованию и сохраняющих юридическую значимость документов и информации в условиях быстрого устаревания технологий и изменения законодательства».

Выступаю с докладом. В осуждении активное участие приняла Сажаева Людмила Дмитриевна, руководитель архивной службы Югры

Презентация к моему докладу доступна по адресу https://www.slideshare.net/sspchram/ss-77043360 :



В докладе я отметила, что широчайшее внедрение информационных технологий в государственное управление, деловую деятельность и в личную жизнь граждан стало катализатором трансформационных перемен, затронувших все сферы жизни и деятельности общества. В настоящее время архивная отрасль уже не может оставаться в стороне, и речь не просто об отдельных усилиях по автоматизации работы архивов, а о беспрецедентном по масштабам пересмотре архивной теории, архивной политики и практики, а также о восстановлении и возрождении в России архивной науки, которая должна дать отрасли ориентиры для дальнейшего развития.

Перед отраслью встали вопросы, ответы на которые во многом определят её дальнейшую судьбу.

Столетие своей государственной архивной службы Россия встречает, вернувшись на новом витке истории, в дореволюционное состояние раздробленности и неустроенности архивного дела. Необходимо решить вопрос о роли и месте архивов в реформируемом обществе и системе государственного управления, а также о системе управления самой отраслью. Исходя из ответа на него должна реформироваться нормативно-правовая база отрасли, которая, к сожалению, на данный момент является одной из наиболее отсталых и не учитывает инновации, привнесенные 21-м веком.

Для архивов крайне важна разработка новой, соответствующей современным политико-экономическим, общественным и технологическим условиям бизнес-модели, которая бы обеспечила надлежащее финансирование архивов и достойный статус и зарплату их сотрудников – в ответ на включение архивов в оперативную поддержку наиболее актуальных программ государственного управления и деловой деятельности.

Время традиционных бумажных документов и первоначально заменивших их «бумагоподобных» электронных документов подходит к концу. В новых условиях документами являются те объекты, порой необычные и непривычные, которые выполняют функции документов. Архивы и другие учреждения, занимающиеся сохранением культурно-исторического наследия, должны – как это было в 1980-е годы – взять под свой контроль все основные потоки информации, формальные и неформальные, большая часть которых в настоящий момент является электронной, и обеспечить экспертизу ценности, сбор и обеспечение долговременной сохранности (где необходимо, с сохранением юридической и доказательной силы) документов и информации, необходимых для поддержки государственного управления и деловой деятельности, защиты прав и интересов заинтересованных сторон, а также сохранения исторической памяти. Необходимо взять под контроль весь массив информации и документов организаций, вне зависимости от формы, вида носителей и систем, отказавшись от характерной для прошлого века ориентации на бумажную организационно-распорядительную документацию.

Острейшим вопросом является подготовка современных кадров для отрасли. Как показывает зарубежный опыт и тенденции, наблюдаемы в России, профессия делопроизводителя как массовая будет быстро уходить в небытие. Численность служб делопроизводства в работающих по-современному организациях будет сокращаться, в первую очередь за счет работников, выполняющих те или иные технические операции. В делопроизводстве и в архивном деле нужны «синтетические» специалисты-организаторы, которые, помимо отраслевых знаний, также компетентны в смежных вопросах права, информационной безопасности и информационных технологий, умеют и готовы взаимодействовать с другими заинтересованными сторонами в интересах повышения эффективности деловой деятельности.


Активные участники круглого стола, задавшие вопросы докладчикам, были поощрены магнитиками по тематике делопроизводство и архивное дело

5 комментариев:

  1. Анонимный20 июня 2017 г., 17:46

    При всем желании, приобрести профессиональные знания в смежных областях документоведам у нас негде, в т.ч., организации, занимающиеся дополнительным образованием, предлагают "подготовку НД", "упорядочение документов" и т.п. "антиквариат"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы знаете, в эпоху интернета странно слышать о том, что негде приобрести профессиональные знания… Скажу лишь о себе (а разве я в сети одна?) – в свободном доступе лежат сотни моих статей по самым разным аспектам управления документами и архивного дела, десятки видеозаписей докладов (как моих, так и коллег), многие десятки презентаций … И я сама именно таким образом пополняю свои знания, ежедневно «прочёсывая» интернет в поисках чего-то нового. Если же подучить английский, то можно найти ещё большие богатства - и хорошие учебники, и видео лекций ведущих мировых специалистов, и много чего другого. Во времена моей молодости мы даже мечтать не могли о чём-то подобном!

      Удалить
  2. Анонимный20 июня 2017 г., 17:56

    И нашему "бизнесу" не нужны профессионалы, они дороги)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проблема существует, поскольку коммерсанты не всегда понимают, зачем им нужны высококвалифицированные специалисты, а те часто не умеют себя правильно подать и «продать». Я в своих выступлениях всегда стараюсь привлечь внимание слушателей к тем аспектам нашей работы, которые могут заинтересовать работодателей. В бизнесе это обычно либо защита высшего руководства от риска «суда и тюрьмы», либо повышение доходности основной деятельности или, на худой конец, существенная экономия («правильная» работа с документами сама по себе никого не интересует!).

      Удалить
  3. Анонимный22 июня 2017 г., 12:35

    К сожалению, это один из примеров отношения к документам, никакие наказаний, видимо, не страшны

    https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/06/22/695483-rosinterbanke-propali-arhiv

    ОтветитьУдалить