понедельник, 29 мая 2017 г.

Возможность использования электронных больничных листов закреплена законом


1 мая 2017 года Президент РФ подписал федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Часть 5 статьи 13 федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» изложена в новой редакции.

С 1 июля 2017 года листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, может быть оформлен в форме:
  • Документа на бумажном носителе или

  • Электронного документа, сформированного и размещенного в информационной системе страховщика, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (с письменного согласия застрахованного лица).

    Это возможно в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
Порядок формирования листков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования РФ.

Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством РФ.

Мой комментарий: Главной отличительной особенностью электронного больничного является то, что его никто не планирует выдавать на руки застрахованным лицам. Он будет создаваться в информационной системе даже не медицинского учреждения, а страховщика, при этом он будет подписан электронными подписями и медицинского работника, и медицинской организации.

Подобные нововведения свидетельствуют о том, что система государственного управления в России начинает постепенно переходить на использование уже не «бумагоподобных» электронных документов и их пересылки по электронным каналам связи, а на коллективное использование баз данных. В данном случае пользователей информации будет достаточно много, поскольку, например, для работодателей наличие или отсутствие больничного листа - это вопрос не только выплаты пособия, но и правомочности отсутствия сотрудника на рабочем месте.

Источник: Консультант Плюс
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=216066

6 комментариев:

  1. Анонимный29 мая 2017 г., 10:46

    Здравствуйте.

    Радует, что электронные документы внедряются не только в бизнесе, но и в медицине.
    Но возникает вопрос - авторы хорошо знают закон 63-ФЗ "Об электронной подписи"?
    Усиленные квалифицированные электронные подписи (КЭП) строго персональны - они могут выдаваться только на сотрудников организации, в том числе и медицинской. Что такое "усиленная КЭП медицинской организации"? КЭП генерального директора?
    Авторы закона буквально перенесли атрибуты юридической значимости с бумажного больничного листа (подпись - печать) на электронный больничный лист. Но аналога "электронной печати организации" в России пока нет.

    С наилучшими пожеланиями,
    Вячеслав

    ОтветитьУдалить
  2. Вячеслав, обратите, пожалуйста, внимание на то, что Федеральный закон от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи" (см. ст.14 закона) допускает выдачу сертификатов ключа проверки электронной подписи юридическим лицам (как правило, но не обязательно, с указанием уполномоченого физического лица - см. п.3 ст.14).

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный29 мая 2017 г., 15:33

    Наталья,

    Я практик ЭДО и могу утверждать, что этот пункт в реальности не работает.
    Потому что, тогда не понятно, как удовлетворить требование того же ФЗ к КЭП: "позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;".
    Потому что, все УЦ (во всяком случае в которых я получал КЭП) однозначно требуют указание владельца сертификата, его персональных данных и того, без чего на многих официальных порталах делать вообще нечего - СНИЛС. Что такое СНИЛС если нет владельца?
    Потому что, все УЦ (во всяком случае в которых я получал КЭП) в требованиях на получение сертификата однозначно требуют предъявление паспорта. Вариант отсутствия паспорта при получении даже теоретически не рассматривается.
    Потому что, уже давно в профессиональных кругах обсуждается именно необходимость "электронной печати" юридического лица. Использовать некий суррогат - "КЭП без владельца" - вызывает куда больше вопросов, чем решает проблем.
    Надеюсь, проект электронных больничных даст еще один импульс к полноценной электронной печати юр. лица - как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения технической реализации.

    С наилучшими пожеланиями,
    Вячеслав

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы знаете, Вячеслав, возможно, Вы правы и этот пункт действительно не работает (Вам как практику виднее). В то же время, пока закон допускает подобную возможность, она вполне может в какой-то момент заработать – и такое уже бывало.

      Насколько я знаю, у целого ряда организаций есть интерес к использованию «электронных печатей» или «электронных подписей юридического лица» - называйте как хотите, все различия между ними в тонкостях правового «обрамления». Если ФЗ будут заново гармонизировать с законодательством Евросоюза, то, конечно, подписей юрлиц не будет, а будут электронные печати.

      Заметьте, что в языке права «лицо» - не обязательно физическое лицо, так что есть определенный маневр для толкований. Кроме того, в сертификате, выданном юридическому лицу, вполне может быть указано (и закон это считает предпочтительным) ответственное физическое лицо.

      Удалить
  4. Анонимный29 мая 2017 г., 18:33

    Наталья,

    есть не просто "интерес", а практическая потребность именно в обезличенной электронной печати для целого ряда задач. "КЭП без владельца" эту роль не выполняет - даже где и как ее получить загадка.
    Будем надеяться, авторы закона об электронных больничных стимулируют решение этого вопроса.
    Спасибо за интересную новость.

    С наилучшими пожеланиями,
    Вячеслав

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный30 мая 2017 г., 9:29

    Вячеслав, огромное спасибо. Голос настоящего практика - бесценен, ибо всем известно качество "законов" и "интересы" бизнеса, вопрос - как между ними лавировать профессионалу.

    ОтветитьУдалить