четверг, 11 мая 2017 г.

Франция: Официально опубликованы первые постановления по переходу на электронные государственные закупки


Статья журналиста французской газеты Le Moniteur Софии д’Озон (Sophie d'Auzon – на фото) была опубликована на сайте издания 27 апреля 2017 года.

27 апреля 2017 года были опубликованы постановления, устанавливающие функциональные возможности и минимальные требования к электронным торговым площадкам, а также требования по части «открытых данных» в договорах, заключенных в ходе государственных закупок, слегка доработанные по итогам проведенного осенью прошлого года публичного обсуждения. Нормативные документы вступят в силу в октябре 2018 года.

Нормативно-правовая база сформирована. Через 18 месяцев, начиная с 1 октября 2018 года, процесс заключения контрактов в рамках госзакупок будет полностью переведен в электронную форму. Министерство экономики Франции опубликовало два ключевых нормативных документа, детализирующих основные положения, введенные президентским указом и декретом о государственных закупках (пояснениями  к этим двум документам см. также здесь https://www.economie.gouv.fr/files/files/directions_services/daj/marches_publics/dematerialisation/fiche_profil_acheteur.pdf  и здесь  https://www.economie.gouv.fr/files/files/directions_services/daj/marches_publics/ouverture-donnees/Fiche_Open_data.pdf  ). Остается опубликовать четыре других постановления, касающиеся  использования электронных подписей, средств информационного взаимодействия, резервного копирования и электронных сертификатов переуступки долга (certificat de cessibilité dématérialisé).

Постановления об электронных площадках для проведения госзакупок (profils d'acheteur) и об «открытых данных» были опубликованы в «Официальном журнале Французской Республики» (Journal officiel) 27 апреля 2017 года

Общая основа электронных сервисов

Первое постановление от 14 апреля 2017 года (опубликовано в «Официальном журнале» 27 апреля 2017 года - Arrêté du 14 avril 2017 relatif aux fonctionnalités et exigences minimales des profils d'acheteurs, см. https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000034492557&dateTexte=&oldAction=rechJO&categorieLien=id&idJO=JORFCONT000034491769 ) определяет функциональные возможности и минимальные требования к электронным площадкам т.е.  платформам для заключения государственных контрактов в электронном виде.

Содержание окончательной редакции данного постановления довольно близко к версии, опубликованной осенью прошлого года для публичного обсуждения (о ней см. заметку в Le Moniteur http://www.lemoniteur.fr/article/marches-publics-les-arretes-demat-mis-en-consultation-publique-33549869 - для доступа к сайту из России может потребоваться анонимайзер – Н.Х.).

Как и ожидалось, в постановлении перечислены минимальные услуги, которые обязана предоставить электронная площадка (которая, при желании, может предоставить более широкий спектр услуг и/или сделать это до наступления крайнего срока 1 октября 2018 года). Электронные платформы должны обеспечивать аутентификацию покупателя и экономического оператора (l’opérateur économique), публиковать извещения о проведении тендеров и обеспечивать доступ к ним, давать возможность скачивать тендерную документацию, принимать и размещать предложения и заявки на участие (в том числе, начиная с 1 апреля 2018 года, в форме Dume, «document unique de marché européen» - на английском языке, «European single procurement document», ESPD – «единый документ для участия в закупках на европейском рынке», о нем см. заметку в Le Moniteur по адресу http://www.lemoniteur.fr/article/marches-publics-remplir-et-generer-un-dume-electronique-32636675 . ESPD «представляет собой само-декларацию участника закупок, содержащую предварительные сведения, заменяющие сертификаты, выданные государственными органами и третьими сторонами»  - Н.Х.). Платформы также должны  обеспечивать прослеживаемость выполняемых действий, а также тестирование и поддержку в интересах участников закупок... Ещё они должны публиковать, предоставлять доступ и поддерживать скачивание необходимых данных о закупках (см ниже).

Новым, по сравнению с октябрьским 2016 года проектом постановления, является то, что  проводится различие между минимальными функциональными возможностями, необходимыми для проведения электронных госзакупок (ст. 1), и теми, что касаются концессий (ст. 3). Добавлено требование о том, что электронные площадки должны позволять компаниям задавать вопросы государственным органам, а тем - давать на них ответы.

Постановление также детализирует минимальные технические требования, требования к безопасности и доступности (ст. 2 и 3), и предусматривает размещение информации обо всех электронных площадках на едином межведомственном интернет-портале (ст. 4) для лучшего информирования потенциальных пользователей.

Открытые данные, положенные на музыку

Второе постановление, также от 14 апреля 2017 года (Arrêté du 14 avril 2017 relatif aux données essentielles dans la commande publique, см.  https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000034492587&dateTexte=&oldAction=rechJO&categorieLien=id&idJO=JORFCONT000034491769 ) определяет порядок публикации основных данных по каждой закупке. Если первоначально предполагалось применять эти требования к закупкам на сумму от одного евро, то в окончательном варианте установлен порог в 25 тысяч евро, в соответствии с «наводящим порядок» декретом от 10 апреля 2017 года ( https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000034410634&dateTexte=&categorieLien=id , о нем также см. статью в Le Moniteur здесь:  http://www.lemoniteur.fr/article/decret-commande-publique-les-nouvelles-dispositions-passees-au-crible-34390249 ). Это было сделано для того, чтобы облегчить бремя для самых мелких государственных структур. Во вводной части постановления отмечается, что «обязательства, возложенные на органы местного самоуправления, могут быть удовлетворены как каждым из них самостоятельно, так и путем использования взаимных и коллективных решений.»

Помимо этих ожидаемых корректировок, в окончательной редакции появилось мало изменений в сравнении с публично обсуждавшимся проектом. Самое позднее к 1 октябрю 2018 года государственные закупщики и выдающие концессии органы обязаны будут предоставить на своих платформах полный и свободный доступ к ключевым данным о  точно перечисленных контрактах (ст. 2, 3 и 4 Постановления). В отношении государственных закупок должны раскрываться уникальный идентификационный номер закупки, дата извещения, имя и Siret-номер покупателя (регистрационный номер в Национальном реестре предприятий и организаций – Н.Х.), характер закупки (закупка, договор о государственно-частном партнерстве, рамочное соглашение или последующая закупка), её цель и CPV-код (классификатор для госзакупок - Vocabulaire commun pour les marchés publics, CPV, http://static.marchespublicspme.com/file/documents/code-CPV.PDF ), место выполнения, продолжительность, стоимость, имя и идентификатор владельца контракта и т.д. Также требуются данные о внесении изменений в контракты. Для контрактов по госзакупкам, например, должны быть раскрыты даты подписания изменений и публикации данных, цели внесения изменений, сведения об изменении продолжительности и цены контракта, имя и идентификатор нового владельца контракта (где уместно).

Ключевые данные должны быть раскрыты не позднее двух месяцев с момента уведомления о первоначальной закупке (для концессионного договора - до начала его исполнения). Сведения об изменении условий контракта должны быть опубликованы в течение двух месяцев с момента соответствующего уведомления (госзакупки) или их подписания (концессионные договоры) (ст. 5 Постановления). Далее, статья 6 устанавливает, что данные, связанные с исполнением концессионных договоров, будут «раскрываться не позднее чем через два месяца после окончания каждого года исполнения договора.»

У всей этой информации имеется определенный срок хранения: данные должны оставаться доступными, как минимум, в течение пяти лет после завершения контракта (статья 7).

Наконец, еще одним важным моментом является то, что данные должны быть опубликованы в «базовом формате» на основе XML (format pivot, см. статью в Le Moniteur по адресу http://www.lemoniteur.fr/article/la-bretagne-teste-la-commande-publique-2-0-32220251 , а также соответствующую страницу сайта открытых данных французского правительства, см. https://www.data.gouv.fr/fr/datasets/referentiel-de-donnees-marches-publics/  - Н.Х. ) (ст. 9(a)), описанном в приложении к Постановлению. Это позволяет иметь стандартизованные и совместимые данные, которые легко использовать. Эти сведения будут доступны бесплатно для просмотра и загрузки, с использованием поиска по критериям, перечисленным в статье 8 Положения.

Софии д’Озон (Sophie d'Auzon)

Мой комментарий: Приятно осознавать, что по части электронных госзакупок мы опережаем многие страны, в том числе Францию :) Однако почивать на лаврах нам нельзя, и опыт других стран заслуживает пристального внимания.

Источник: Сайт издания Le Moniteur
http://www.lemoniteur.fr/article/les-premiers-arretes-demat-des-marches-publics-au-jo-34421165

Комментариев нет:

Отправить комментарий