среда, 10 мая 2017 г.

США: Отчет Счетной палаты о надзорной деятельности в области финансовых технологий


19 апреля 2017 года Счетная палата США (Government Accountability Office, GAO) опубликовала отчет GAO-17-361 «Финансовые технологии: Сведения о подсекторах и о надзорной деятельности» (Financial Technology: Information on Subsectors and Regulatory Oversight) объёмом 71 страница, который доступен по адресу http://www.gao.gov/assets/690/684187.pdf .

Мой комментарий: Не удивляйтесь моему интересу к подобным публикациям. В последнее время быстро растет интерес к вопросам управления документами и информацией как участников финансового рынка, так и регуляторов.

В резюме для руководства отмечается, что достижения в области технологий и широкое использование Интернета и устройств мобильной связи стимулировали спрос на продукты и услуги финансовой отрасли и их развитие, включая такие услуги, как финансирование малого бизнеса, рефинансирование студенческих займов, поддержка мобильных кошельков, использование виртуальных валют и развитие платформ, сводящих друг с другом инвесторов и компании-стартапы. Некоторые из этих продуктов и услуг потенциально способны расширить доступ к финансовым услугам, открыв его для лиц, которые ранее не были охвачены полноценным обслуживанием со стороны традиционных финансовых институтов.

Счетной палате было предложено проанализировать ряд вопросов, связанных с деятельностью финансовой отрасли, в том числе вопрос о том, как регулируются соответствующие продукты и услуги. Данный отчет, который станет первым из серии запланированных отчетов, касающихся финансовой отрасли, описывает четыре наиболее часто упоминаемых направления деятельности и их нормативное регулирование и надзор. Счетная палата изучила необходимую базовую информацию, а также провела поиск публикаций, подготовленных государственными органами и другими знающими сторонами. Были также проанализированы рекомендации, утвержденные нормы, инициативы и практика правоприменения. Были проведены собеседования с представителями федеральных органов исполнительной власти, в том числе федеральных пруденциальных регулирующих органов (prudential regulators), надзорных органов штатов США; и с представителями профессиональных ассоциаций и других осведомленных сторон.

В данном отчете Счетная палата не делает никаких рекомендаций.

Что выявила Счетная палата

Когда говорят о технологиях финансовой отрасли, обычно упоминают те из них, которые оказывают или могут оказать наибольшее влияние на такие финансовые услуги, как кредит и платежи. Как правило, в числе этих технологий называют «онлайн-рынок кредитования» (marketplace lending – «Данный термин является синонимом P2P-кредитования и охватывает все формы P2P-кредитования на различных платформах. ... P2P-кредитование (peer-to-peer lending) представляет собой практику установления взаимоотношений между заемщиками и кредиторами посредством онлайн-платформ. Заемщики в этом случае часто могут получить средства быстрее и, как правило, под меньшие проценты, чем в банках, что делает P2P-кредитование привлекательной альтернативой банкам.», см. http://www.pmifunds.com/defining-marketplace-lending-peer-peer-lending-crowdfunding/ . В нашей литературе употребляется также термин «взаимное кредитование». Я далее буду переводить термин marketplace lending как «P2P-кредитование» - Н.Х.), мобильные платежи, управление электронными активами и технологию распределенных реестров (блокчейн – Н.Х.).

Мой комментарий: Приведу ещё одну цитату: «P2P платформы - это специализированные финансовые сервисы выдачи займов (потребительских, ипотечных, бизнесу и так далее), в которых в роли кредитора выступает не частная кредитная организация или банк, а физические лица либо институциональные инвесторы.», см. http://www.andrey-master.ru/p/p2p.html
  • Системы P2P-кредитования сводят потребителей и малых предприятия, которые хотят получить более быстрый доступ к кредитам в онлайн-режиме, с частными лицами и учреждениями, ищущими выгодные возможности для предоставления кредитов. При этом используются традиционные (и могут использоваться менее традиционные) алгоритмы обработки данных и кредитования для обеспечения потребительских кредитов, кредитов для малого бизнеса, кредитных линий и других кредитных продуктов.

  • Системы мобильных платежей дают потребителям возможность использовать свои смартфоны и другие мобильные устройства для совершения покупок и перевода денег вместо использования физических наличных денег, чеков, а также кредитных и дебетовых карт. Существуют различные способы совершения мобильных платежей, в том числе с использование мобильного кошелька.

  • Платформы управления цифровыми активами применяют алгоритмы, опирающиеся на данные потребителей и их предпочтения в отношении рисков, для предоставления непосредственно потребителям. электронных услуг, включающих инвестиционные и финансовые консультации, Такие платформы предоставляют услуги, в число которых входит формирование портфеля, распределение активов, агрегирование информации по счетам (account aggregation) и онлайн-оценку рисков.

  • Технология распределенных реестров была разработана для упрощения документирования и передачи виртуальных валют, в частности, с использованием варианта данной технологии, известного как «блокчейн». Данная технология в перспективе может стать защищенным способом передачи электронных активов в режиме почти реального времени (near real-time) - потенциально, без необходимости использования услуг посредников.
Регулирование этих направлений деятельности зависит от того, в какой степени фирмы предоставляют регулируемые услуги, и от формата предоставления услуг. Например, система P2P-кредитования может подпадать:
  • Под федеральное регулирование и контроль со стороны Совета управляющих Федеральной резервной системы (Board of Governors of the Federal Reserve System), Федеральной корпорации страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation) и Управления контролера денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency) в связи с оказанием кредитором определенных услуг кредитным учреждениям (depository institutions);

  • Под регулирование и требования к лицензированию тех штатов США, в которых кредитор осуществляет свою деятельность;

  • Под требования к регистрации эмиссий ценных бумаг, устанавливаемые Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission), - если кредитор публично торгует ценными бумагами; и

  • Под меры воздействия, применяемые Бюро по финансовой защите потребителей (Bureau of Consumer Financial Protection) и Федеральной комиссии по торговле (Federal Trade Commission) за нарушения определенных законов о защите потребителей.
Чтобы глубже разобраться с развитием технологии финансовой отрасли, ряд федеральных органов исполнительной власти США организовал форумы, сформировал рабочие группы и опубликовал аналитические отчеты и рекомендации по правоприменению.

Мой комментарий: Перечисленные технологии не только способны привести к революции в финансовой отрасли, но и неизбежно заставят многое пересмотреть в теории и практике управления документами и информацией, отражающими деятельность участников финансового рынка. Для специалистов по управлению документами это, как мне кажется, ещё одна возможность для того, чтобы найти себе достойное место в быстро меняющемся мире.

Источник: сайт GAO
http://www.gao.gov/products/GAO-17-361 
http://www.gao.gov/assets/690/684187.pdf

Комментариев нет:

Отправить комментарий